Глава I. Поэтическая генеалогия Игоря Северянина

Поэтическое взаимодействие Северянина с поэтами-предшественниками рождает неповторимое стилистическое многоголосие лирики поэта. Подобная полифоничность — одна из составляющих поэтического стиля Северянина. Наша задача — проследить трансформации, метаморфозы тех или иных принципов, идей поэтических предшественников Игоря Северянина в его лирике, выявить общие закономерности творчества, возможные стилистические совмещения (аллюзии, реминисценции), факты непрямого поэтического диалога или открытой полемики Северянина с предшественниками.

Одна из ветвей поэтической генеалогии Северянина идет от русской поэзии второй половины XIX века, другая — от западной поэтической традиции эстетизма.

В творчестве поэта преломились и были переосмыслены попытки «скрещенного языка» В.Г. Бенедиктова и К.М. Фофанова; мотивы иронии и игры К.К. Случевского; эстетизм и дендизм О. Уайльда; эстетизация «антиценностей» Ш. Бодлера; поэтика карнавала жизни П. Верлена; «искусственный рай» Т. Готье. Целесообразно исследовать, с одной стороны, воздействие, например, поэтики Случевского и Бодлера на поэзию Северянина, с другой стороны, проследить, как развивается взаимодействие поэтических стилей предшественников-предтеч и Северянина на уровне мотивных структур, лексико-семантическом, стиховедческом (поэтический синтаксис).

Copyright © 2000—2024 Алексей Мясников
Публикация материалов со сноской на источник.