На правах рекламы:

https://pgn.su/pmo.html прокладка стальная овального сечения.


Марина Цветаева. Письмо Игорю Северянину

Начну с того, что это сказано Вам в письме только потому, что не может быть сказано всем в статье. А не может — потому, что в эмиграции поэзия на задворках — раз, все места разобраны — два: там-то о стихах пишет Адамович и никто более, там-то — другой «ович» и никто более, и так далее. Только двоим не оказалось места: правде и поэту.

От лица правды и поэзии приветствую Вас, дорогой.

От всего сердца своего и от всего сердца вчерашнего зала — благодарю Вас, дорогой.

Вы вышли. Подымаете лицо — молодое. Опускаете — печать лет. Но — поэту не суждено опущенного! — разве что никем не видимый наклон к тетради! — всё: и негодование, и восторг, и слушание дали — далей! — вздымает, заносит голову. В моей памяти — и в памяти вчерашнего зала — Вы останетесь молодым.

Ваш зал... Зал — с Вами вместе двадцатилетних... Себя пришли смотреть: свою молодость: себя — тогда, свою последнюю — как раз еще успели! — молодость, любовь...

В этом зале были те, которых я ни до, ни после никогда ни в одном литературном зале не видала и не увижу. Все пришли. Привидения пришли, притащились. Призраки явились — поглядеть на себя. Послушать — себя.

Вы — Вы же были только той, прорицательницей, Саулу показавшей Самуила...

Это был итог. Двадцатилетия. (Какого!) Ни у кого, может быть, так не билось сердце, как у меня, ибо другие (все!) слушали свою молодость, свои двадцать лет (тогда!). Кроме меня. Я ставила ставку на силу поэта. Кто перетянет — он или время! И перетянул он: Вы.

Среди стольких призраков, сплошных привидений — Вы один были — жизнь: двадцать лет спустя.

Ваш словарь: справа и слева шепот: не он!

Ваше чтение: справа и слева шепот: не поэт!

Вы выросли. Вы стали простым. Вы стали поэтом больших линий и больших вещей. Вы открыли то, что отродясь Вам было приоткрыто — природу. Вы, наконец, раз-нарядили ее...

И вот, конец первого отделения, в котором лучшие строки:

— И сосны, мачты будущего флота...

— ведь это и о нас с Вами, о поэтах, — эти строки.

Сонеты. Я не критик и нынче — меньше, чем всегда. Прекрасен Ваш Лермонтов — из-под крыла, прекрасен Брюсов... Прекрасен Есенин — «благоговейный хулиган» — может, забываю — прекрасна Ваша любовь: поэта — к поэту (ибо множественного числа — нет, всегда — единственное)...

И то, те... «Соната Шопена», «Нелли», «Каретка куртизанки» — и другие, целая прорвавшаяся плотина... Ваша молодость.

И — последнее. Заброс головы, полузакрытые глаза, дуга усмешки, и — напев, тот самый, тот, ради которого... тот напев — нам — как кость — или как цветок... — Хотели? нате! — в уже встающий — уже стоящий — разом вставший — зал.

Призраки песен — призракам зала. <...>

(Конец февраля 1931 г.)

Комментарии

Печатается по: Цветаева Марина. Об искусстве. М., 1991.

Цветаева Марина Ивановна (1892—1941) — поэтесса. Дочь известного искусствоведа, основателя Московского музея изящных искусств, профессора И. В. Цветаева. С 1922 г. в эмиграции в Праге, затем в Париже. В 1939 г. вернулась на родину и через два года в Елабуге в состоянии крайнего отчаяния покончила жизнь самоубийством.

В 1915 г. Цветаева написала в записной книжке строки, посвященные Игорю Северянину:

...туманен
нежданен
ранен
Милый Игорь Северянин...
(2-го ноября 1915 г.).

В письме к Игорю Северянину Цветаева описывает авторский вечер поэта, состоявшийся 27 февраля 1931 г. в Париже.

...Вы же были только той, прорицательницей, Саулу показавшей Самуила... — О волшебнице, которая, согласно ветхозаветному преданию, по просьбе иудейского царя Саула явила умершего пророка Самуила.

Сонеты. - ...прекрасна Ваша любовь: поэта — к поэту... — Речь идет о сонетах, посвященных поэтам, которые прочел Игорь Северянин во втором отделении своего вечера (опубл. в его кн. «Медальоны», Белград, 1934).

«Соната Шопена», «Нелли», «Карета куртизанки» — Цветаева называет особенно понравившиеся ей стихи из книги «Громокипящий кубок» по памяти. «Соната Шопена» — скорее всего, стихотворение «Это было у моря» (1910). «Карета куртизанки» — «Каретка куртизанки» (1911).

Copyright © 2000—2024 Алексей Мясников
Публикация материалов со сноской на источник.