Павел Марков. Из «Дневника». Игорь Северянин

31 января

Вчера состоялся четвертый поэзо-вечер «гения» Игоря Северянина и принес с собой большое разочарование. Вообще творчество Игоря Северянина упало. Его «Ананасы в шампанском» лучшее тому доказательстве. Этот сборник стихов, за исключением немногих, бездарен. Первая его часть лишена остроты и яркости «Громокипящего кубка» и более неудачной «Златолиры», вторая — банальна.

Игорь Северянин пошел по пути «грезо-фарса», и большинство «поэз», «пропетых» поэтом на вчерашнем вечере, относится к этой «гривуазной» области. Эти сюжеты доставляют ему, видимо, большое удовольствие, и поэт не только не скрадывает эти рискованные мысли, но, наоборот, очень их подчеркивает и смакует.

Очарование передачи стихотворений, покорившей в первый его вечер, рассеялось, как дым. Эти напевы, однотонные и однообразные, часто мешающие добраться до смысла туманных «поэз» Северянина, утомляют слушателя.

«Игорь» пропел с десяток «поэз», и новых и старых; и нужно сказать, что новые не дают и намека на безусловное очарование старых, как милый «Женоклуб». Все «новое» — вымучено и надумано. Поэт теперь пишет не потому, что пишется, а для публики.

И публика благодарна Игорю Северянину. Вчера зал Политехнического музея был совершенно переполнен: «яблоку было негде упасть».

Успех поэт имел громадный. Зала стонала и ревела от восторга, полученного от заунывного чтения «божественного» Игоря.

Комментарии

Печатается по: Марков П. А. Книга воспоминаний. М., 1982.

Марков Павел Александрович (1897—1980) — критик, режиссер, историк и теоретик театра. В дневниковой записи за 31 января 1915 г. П. А. Марков пишет о «громадном успехе» поэзо-вечера Игоря Северянина, который состоялся 30 января 1915 г. в Политехническом музее.

Copyright © 2000—2024 Алексей Мясников
Публикация материалов со сноской на источник.