На правах рекламы:

• вакансии работа венгрия https://job.gastrobaiter.com/ru/rabota/jsjobs/jobseeker/listnewestjobs/hu/1.html от прямых, русскоязычных работодателей

Глава II. Синтаксические средства выражения негативной оценки в поэзии И. Северянина

Та или иная (положительная или отрицательная) оценка субъекта речи по отношению к объекту высказывания может быть выражена любыми языковыми средствами. Иначе говоря, оценочный аспект текста складывается из значений, которые реализуются на всех уровнях языка — в морфологии, синтаксисе, лексике [Вольф, 1985: 207]. Особый интерес у исследователей последнего десятилетия вызывают синтаксические средства выражения оценки, они активно изучаются на материале художественных и публицистических текстов [В. Г. Гак, 1996; С.Е. Родионова, 1996; А.Е. Родионова, 1996; С.В. Ионова, 1998; М.В. Томская, 2000; В.В. Вишненкова, 2001 и другие].

В.Г. Гак исследует функции эмоций и оценок в структуре высказывания и целого текста. Он акцентирует внимание на понятии эмоционально-оценочной рамки высказывания и формировании эмоционально-оценочных блоков в тексте. Эмоционально-оценочную рамку высказывания В.Г. Гак понимает как своеобразный «психологический кадр». По наблюдениям автора, «эмоционально-оценочные элементы группируются чаще всего в начале высказывания или сверхфразового единства, где они помогают привлечь внимание собеседника ... или охватывают речь с обеих сторон, создавая нечто вроде эмоционально-оценочной рамки. Эмотивно-оценочный блок формируется при повторе и вариации эмотивов, которые нередко представляют собой триаду — троекратное выражение мысли разными средствами» [Гак, 1997: 87—88].

С.Е. Родионова рассматривает синтаксические средства выражения негативной оценки (пренебрежительное отношение) наряду с другими языковыми средствами — фонетическими, лексическими, морфологическими. Предметом анализа автора являются конструкции типа Ну и ..., Тоже мне..., Вот тебе и..., А еще... и так называемые «стереотипные высказывания» или «стационарные предложения» типа Очень он (она, оно, они) мне нужен (-а, -о, -ы)! и т. п. [Родионова, 1996: 92—93]. Автор неоднократно подчеркивает, что разноуровневые языковые средства (в том числе и синтаксические) используются не изолированно, а синкретично, создавая целостную картину оценочного отношения субъекта к объекту.

В.В. Вишненкова исследует негатив на различном языковом материале (художественные, публицистические тексты). Предметом анализа являются негативы в структуре простых двусоставных и односоставных предложений, а также второстепенных членов предложения — определений, приложений, обстоятельств, дополнений [Вишненкова, 2001].

Главной особенностью, объединяющей работы последнего десятилетия, является стремление к комплексному рассмотрению оценочных элементов текста, так как только интегрированный подход позволяет увидеть полную, объективную картину акта оценивания.

Негативная оценка мира и человека, реализованная в конкретных по своей смысловой направленности поэтических текстах, занимает значительное место в творчестве И. Северянина. Это примерно десятая часть всех его стихотворений (за исключением автобиографических поэм «Роса оранжевого часа», «Колокола собора чувств» и других).

Негативно оценивая тот или иной предмет поэтической речи, И. Северянин использует целый арсенал языковых средств. Первое место среди них занимает отрицательно окрашенная, сниженная лексика, которая выводит иногда художественный текст на разговорно-бытовой уровень. Сам автор объясняет это так:

Во мне выискивали пошлость,
Из виду выпустив одно:
Ведь кто живописует площадь,
Тот пишет кистью площадной.

Наряду с отрицательно окрашенной лексикой И. Северянин активно использует дополнительные средства негативного оценивания, усиливающие эмоциональное восприятие произведения. Это различные окказиональные элементы, тропы и фигуры поэтического синтаксиса (сравнения, повторы, риторические вопросы и восклицания и другие).

Специфическую роль в оценке субъекта играют синтаксические конструкции, выполняющие определенную функцию при оценивании объекта речи. Чаще всего это разного типа осложнения простого предложения, такие как сочинительные ряды и обособленные обстоятельства (деепричастные и сравнительные обороты), то есть компоненты со значением дополнительной предикативности. Данные синтаксические конструкции наиболее регулярно используются И. Северяниным. Их отдельное рассмотрение во И главе диссертации обусловлено структурными футуристическими особенностями творчества И. Северянина. «Площадная кисть» поэта-эгофутуриста «живописует» негативные образы не только лексическими и словообразовательными, но и синтаксическими языковыми средствами. Автор как бы намеренно выбирает определенный синтаксический каркас для негативной лексики с целью максимального негативирования речевого фрагмента и, следовательно, наиболее полной реализации отрицательных эмоций. Намеренность выбора синтаксической конструкции подтверждается смысловыми деформациями, возникающими при построении поэтической фразы (деепричастные обороты), стилистической «дисгармонией», появляющейся при смешении разностильной лексики (сочинительные ряды). Семантические сдвиги в стихотворениях И. Северянина расширяют негативное пространство текста, усиливают его восприятие, а также создают эффект «мерцающего смысла». Структурно-семантическая и стилистическая нормативность в речевой актуализации отрицательного поэтического образа обычно не дает подобных результатов.

Синтаксические конструкции, характеризуемые по форме.

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Copyright © 2000—2018 Алексей Мясников
Публикация материалов со сноской на источник.