На правах рекламы:
• дополнительно по теме на сайте gatchina3000.ru
2.1. Сочинительные ряды
В поэзии И. Северянина широко представлены сочинительные ряды в основной функциональной разновидности — однородные члены.
Сочинительные ряды занимают первое место по частотности употребления среди синтаксических языковых средств, имплицитно оценивающих (в негативе) тот или иной объект поэтической речи в произведениях И. Северянина. Негативно оценивая художественные образы (человека, явление, ситуацию), исследуемый автор использует разнообразные по структуре и стилистической окраске сочинительные ряды. Резкие и прямолинейные оценочные суждения, заключенные в перечислительные ряды, расширяют негативную семантику того или иного образа и увеличивают отрицательные эмоции реципиента (читателя). Форма подобного суждения не является исключительной как для поэтической речи, так и разговорной. Этот факт связан, по-видимому, с психологическими особенностями человека: «Сколь бы оптимистично не смотрел на мир человек, он принимает хорошее не как повседневное, а как явление, заслуживающее внимания и поощрения... поэтому хорошее, хотя и принимается за норматив, ведет себя по законам отклонения от нормы» [Арутюнова, 1987: 12]. «Мы охотнее перечисляем неудачи, несчастья, неприятности, чем удачи, «счастья», «приятности» [Дьячкова, 1989: 63].
Сочинительные ряды в произведениях И. Северянина разнообразны в структурном и стилистическом отношениях. Одни из них нейтральные в стилистическом отношении (подобные типы рассматриваются в работах В.З. Санникова, 1989, 2000; А.Ф. Прияткиной, 1990; Л.Н. Зубрилиной, А.П. Леонтьева, В.Ф. Мейерова, 1993 и других); они реализуют негатив не очень интенсивно (оценку художественного образа здесь выражают в основном лексические средства). Другие сочинительные ряды можно отнести к разряду фигур поэтического синтаксиса (градация, полисиндетон, асиндетон как особые типы связи сочинительных рядов); данные ряды принимают более активное участие в оценивании художественного образа. Однако в работе мы не делаем строгого разграничения вышеуказанных конструкций, потому что и первые, и вторые являются имплицитными средствами оценки субъекта.
Так как сочинительные ряды (как и другие синтаксические языковые средства) выражают негатив имплицитно, рассматривать их вне связи с лексико-семантическими и словообразовательными элементами текста нецелесообразно. Поэтому в настоящем параграфе мы предпримем попытку комплексного анализа языковых способов выражения негативной оценки, акцентируя внимание на синтаксических связях смысловых компонентов текста. В целях упорядочивания анализируемых фрагментов мы классифицируем сочинительные ряды с точки зрения грамматической семантики: субъектные, предикативные, атрибутивные и объектные.
Наиболее регулярно используются И. Северяниным субъектные и предикативные сочинительные ряды.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |