3.5. Основные блоки — репрезентанты негативной оценки в поэтических произведениях И. Северянина
Негативная оценка мира и человека, реализованная в конкретных по своей смысловой направленности поэтических текстах, занимает значительное место в творчестве И. Северянина. Это, примерно, десятая часть всех его стихотворений (исключая поэтический цикл «Медальоны», автобиографические поэмы «Роса оранжевого часа», «Колокола собора чувств» и прозу-воспоминания «Уснувшие весны»).
Стихотворения — «негативы» проходят через все поэтическое творчество И. Северянина, не исключая и ранние циклы «Громокипящий кубок», «Златолира», где они содержатся, безусловно, не в таком количестве, как в последующих сборниках, но звучат не менее резким диссонансом по отношению к светлым романтическим и идиллическим произведениям.
При исследовании книг И. Северянина можно прийти к выводам о постоянстве авторских симпатий и антипатий. Константа психологически негативных раздражителей формируется в несколько крупных тематических блоков. Внутри блоков возможно выделение тематических групп.
1-й блок: Негативная оценка мира и человека
Тематические группы 1-го блока:
а) «Человек»;
б) «Город»;
в) «Земля».
2-й блок: Негативная оценка людей искусства
Тематические группы 2-го блока
а) «Поэты»;
б) «Новые направления в искусстве»;
в) «Критика».
3-й блок: Негативная оценка женских образов
3-й блок относительно целен по семантической направленности. Кроме того, целесообразно отметить несколько небольших групп, не входящих в отмеченные группы или примыкающих к ним условно.
Особые тематические группы и их подгруппы: «Россия и революция»
а) «Страна»;
б) «Хам»;
в) «Христос и Антихрист».
«Поэт — толпа»
«Поэт — толпа» — эта группа (традиционно для русской поэзии: от А.С. Пушкина до А. Блока) выступает в постоянной антитезе (негативация второго члена оппозиции).
Тематические группы 1-го блока довольно тесно переплетаются в отдельных произведениях по причине социальной близости и общефилософской направленности авторской мысли. Практически все стихотворения 1-го блока построены на резкой антитезе (выраженной эксплицитно и имплицитно) авторского «эго» — чистой, открытой, честной души поэта и мира «ничтожных», «подлых» и «озверелых» «людишек», погрязших в невежестве и пороках.
Постоянство, лейтмотивность данной оппозиции, проходящей через все творчество И. Северянина, мотивирует рассмотрение тематических групп 1-го блока в рамках нескольких сборников, а именно: сборник «Тост безответный» (стихотворения «Поэза безнадежия», «Поэза чуда»); сборник «Вервэна» («В хвойной обители», «Крашеные», «Поэза упадка», «Лэ V», «Финал»); сборник «Менестрель» («Люди ли вы», «Поэза моих наблюдений», «Поэза нови прозаической», «Их культурность», «Поэза для беженцев»); сборник «Фея Eiole» («Willa mon Repos»); сборник «Соловей («Те, кого так много», «Зола в стекле»); сборник «Классические розы» («Культура! Культура!», «А мы то верили!..»).
Тематическая группа «Человек» является центральной в первом блоке, остальные группы так или иначе примыкают к ней, сохраняя в то же время свою смысловую обособленность в отдельный произведениях. Таковы стихотворения о Земле и ее трагедиях, катастрофах: «Газетчики на Юпитере», «Умалишенная», «Трагическая поэза»; о городе: «Молчание шума», «Carte postale», «Отходная Петрограду», «В деревне», «Ямбург», «Отрада приморья», «Культура! Культура!»; о человеке и его жизни в социально-философском аспекте: «Поэза странностей жизни», «Поэза отчаяния», «Развенчание», «Элегия небытия» и другие.
К центральной группе 1-го блока «Человек» определенным образом примыкает тематическая группа «Россия и революция». Отголоски революционной темы звучат и в некоторых вышеперечисленных произведениях. Резко негативно оценивается И. Северяниным деформация культурных и этических ценностей в революционную и послереволюционную эпоху в России. Торжество «хама», борьба «Христа» и «Антихриста» за душу человека — семантический стержень стихотворений «Второе пришествие», «Сонет», «Лэ V», «Конечное ничто», «Поэза истины», «Поэза оправдания», «Поэза не для печати», «Поэза дополнения», «Лэ IV», «Поэза моих наблюдений».
2-й смысловой блок «Негативная оценка людей искусства» имеет прямых адресатов: критика, поэты-бездарности (по мнению И. Северянина), поэты и художники новых направлений (акмеисты, дадаисты, кубофутуристы и другие). Стилистически сниженная, порой грубая ругательная лексика доминирует в стихотворениях «Монументальные пустяки», «Сувенир критике», «Декрет Министрессы», «Поэза о поэзах», «Балькис Савская» (псевдоним М.В. Домбровской), «Эти мужчины», «Двусмысленная слава», «Интродукция».
Отрицательная оценка собратьев по перу так же, как и в других тематических блоках, представлена резкой антитезой северянинского «гения» и всевозможных «недостатков «поэтической элиты того времени. Гневные строки в адрес литературы звучат в «Поэме беспоэмия», «Бродячей собаке», в стихотворениях «Стихи Ахматовой», «Пять поэтов», «Банальность» и других.
Довольно объемной по количеству произведений является 3-я тематическая группа «Негативная оценка женских образов» (примерно третья часть всех негативно окрашенных стихотворений). Основными мотивами для отрицательного оценивания являются женская неверность, непостоянство, «скудомыслие», мещанские черты, эстетическая безвкусица, легкомыслие. Отрицательные характеристики женских персонажей реализуются через денотативно и коннотативно окрашенную негативную лексику, в которой превалируют разговорные, просторечные и грубые бранные словоформы. Это следующие стихотворения: «Марионетка проказ», «Аккорд заключительный», «Сон мстительный», «Южная безделка», «В кустах жасмина», «Предостерегающая поэза», «Она критикует», «Шансонетка горничной», «Шантажистка», «Восьмистрочие», «Поэзия мещанки», «Зина», «Что — жизнь», «Поэза твоих контрастов», «Поэза о знатной даме», «Развенчание», «Обозленная поэза», «Пиама», «Моя знакомая», «Орхидея», «Роскошная женщина», «Годами девочка», «Отчего она любит контрасты», «Сосны ее детства» и другие.
Для систематизации негативно-оценочной лексики, характеризующей мир отрицательных персонажей И. Северянина, в настоящем исследовании представлены 4 таблицы, которые заключают различные внешние и внутренние характеристики человека (обобщенные образы и отдельные персонажи), отрицательно оцениваемые автором на протяжении всего творческого пути. Постоянство поэтических антипатий И. Северянина дает право не учитывать хронологию произведений и использовать при составлении таблиц метод сплошной выборки. Модели схем № 1 и № 2, в которых систематизированы 10 параметров негативных качеств человека, предложены Т.В. Писановой [Писанова, 1997: 21—23]; схемы № 3 и № 4 составлены автором диссертационной работы с учетом основной тематической и семантической направленности негативных характеристик человека И. Северяниным.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |