На правах рекламы:
• http://www.vozduhoduvkin.ru водокольцевой вакуумный насос.
«Златолира»
Вторую книгу своих поэз «Златолира» Северянин начинает готовить к печати вскоре после выхода «Громокипящего кубка». 7 июня 1913 года он пишет письмо Брюсову из Веймарна: «Приготовляю к осени 2-й сборник ["Златолира"]. Много пишу вновь, и эта работа доставляет мне истинное наслаждение. <...> Я рад возвращению Бальмонта, которому, если увидите, будьте добры, передайте искренний привет. <...> Живу здесь "отшельником", никого не вижу; на днях приезжал только Сологуб с женой».
Уже в июле в письмах Лидии Рындиной сообщает: «Много читаю (в особенности — Метерлинка), еще больше работаю. Второй сборник почти готов. Привез из Петерб[урга] некоторые рукописи и усиленно перелистываю» (13 июля). «С упоением работаю (написал уже 25 поэз) и тщательно составляю "Златолиру"» (26 июля). «Завтра же высылаю Серг[ею] Ал[ексеевичу] "Златолиру"» (31 октября).
В связи с тем, что отношения с Чеботаревской, которой он намеревался посвятить вторую книгу поэз, стали прохладнее, Северянин решает посвятить свою вторую книгу жене издателя «Грифа» Лидии Рындиной. В письме от 31 октября советуется о форме посвящения: «...вот о чем мне хотелось тебя спросить: желаешь ли ты, чтобы я написал: "Посвящается Л.Д. Рындиной", или же: "Лиде", или: "Нефтис моей". Это я говорю о всей книге».
4 марта 1914 года вторая книга Игоря Северянина «Златолира» выходит в свет тиражом 1415 экземпляров. На первой странице «Златолиры» есть посвящение:
«Лидии Рындиной посвящается автором эта книга».
После громкого успеха первой книги следующие книги Северянина «Златолира», «Ананасы в шампанском» и «Victoria Regia», в значительной своей части составленные из юношеских стихов поэта и не давшие своим читателям ничего нового сравнительно с «Громокипящим кубком», «весьма охладили восторги критиков».
Критические отклики не заставили себя ждать, их было немало. Обобщая их пафос, Сергей Бобров пишет: «Г. Измайлов, положим, немного сбившийся и обжогшийся на "Громокипящем кубке", мямлит нечто чрезвычайно сладостное и о "Златолире". — Г. Тальников из "Современного мира" называет "Златолиру" "недоразумением в стихах", самого поэта "фигляром" и т. д. в обычном своем безграмотном и дурашливом стиле. — Г. Шмидт (в "Северных записках"!!) находит у И.С. "стремление к монументальности" ("Сев. з." 1913, № 12), открытие "монументальности" в И.С. — деяние, достойное изысканнейших "Северных записок"... <...> "позднейшие поэзы И.С. стоят совершенно вне поэзии и даже вне литературы" ("День" 26—I—15), "С. далеко не чужд хамства" ("День" 18—IV—15) и т. д.».
«Позднейшие книги И.С., — продолжает Бобров, — вызывали не раз ошибочное к себе отношение. По обилию в них слабых, Плещееву подобных, стихов газетные критики считали их "своими" и расхваливали (См. напр., "Уральск, ж." 25—V—14), Г. Бурнакин, достойный преемник Буренина, не раз писал об И.С. в "Новом времени", но так как о г. Буренине и вспоминать неприлично, то мы воздержимся отцитат. — "Голос юга" (5—II—14) считает И.С. талантливым. — "Одесские новости" (13—II—14) просто захлебываются от восторга; но вот в Майкопе (Куб. обл.) думают, что "из автора (И.С.) мог бы выработаться поэт прекрасный, если бы..." и т. д. ("Майкопск. газ." 22—XII—13); в Хабаровске (29—I—14) полагают, что И.С. недостаточно грамотен; в Харькове ("Южн. кр." 25—II—14) пишут, что "стихи И.С. звучны и образны"; <...> в Воронеже "Ворон. тел." 13—V—14) полагают, что у "С. странное убожество мысли"; <...> "Утро" (в Харькове — 30—III—14) говорит о С. по поводу "Златолиры": "Мальчик стал старичком", но "Нижегородскому листку" (15—IV—14), "Камско-Волжской речи" (29—III—14) и "Волжскому листку" (12—IV—14) очень нравится "Златолира". По тому же поводу "Вятская речь" (11—IV—14) находит у С. "такую степень совершенства, которая роднит его с великими писателями"; однако "Одесские новости" (24—III—14) считают "Златолиру" — "поминками". В то же время в Хабаровске ("Приамурье", 1—III—14) считают И.С. "очень талантливым поэтом"; но Харьков с этим опять не согласен и говорит ("Южн. кр. 27—V—14)", что "Златолира" — "просто очень бедная книга"».
Как показывает этот краткий, но яркий обзор откликов, внимание к «Златолире» также было огромное, очень заинтересованное и далеко не сплошь негативное. Сергей Бобров подсчитал, что порицаний и похвал было почти одинаково. Уже через две недели появляется второе издание «Златолиры» (тираж 1885 экземпляров). Всего книга выдерживает семь изданий. Последнее выходит в издательстве В.В. Пашуканиса в 1918 году.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |