Заключение
Стилевые искания И. Северянина, его языковое новаторство, ярким проявлением которого являются окказионализмы, находятся в русле общих тенденций эпохи. Объём и характер материала убедительно свидетельствуют о том, что словотворчество И. Северяниным используется как средство обновления языка, как способ самовыражения и отражения действительности. Многие поэтические образы, характеризующие творческую индивидуальность этого художника слова, обладают самобытностью и неповторимостью, поскольку создаются с помощью «необычных слов» (индивидуально-авторских новообразований). Многоплановое изучение словотворчества И. Северянина, особенно в семантическом, словообразовательном и функциональном аспектах, позволяет приблизиться к пониманию художественной манеры поэта, сочетающего в своём творчестве поэтическое мастерство и знание законов русского языка, умение тонко чувствовать малейшие оттенки в значении слов и словообразовательных средств языка.
Окказионализмы И. Северянина, разнообразные по структуре и семантике, созданы в рамках знаменательных частей речи и в количественном отношении распределяются в такой последовательности: имена прилагательные (327 ед.); имена существительные (261 ед.); глаголы (171 ед.); наречия (95 ед.); причастия (91 ед.), деепричастия (37 ед.). Таким образом, самая богатая область словопроизводства поэта — именная (588 ед.), причём преобладают имена прилагательные. Словопроизводство глагольных частей речи составляет примерно половину именного окказионального образования (299 ед.).
Большинство новообразований И. Северянина создано в соответствии с законами словообразовательной системы русского языка, в рамках морфологического словотворчества. Основными узуальными способами, участвующими в создании именных частей речи, являются суффиксация и сложение, причём самым продуктивным в создании окказиональных прилагательных является сложение (130 ед.), в создании окказиональных существительных — суффиксация (137 ед.), то есть в процессе производства именных новообразований поэт использует способы словообразования, наиболее характерные для этих частей речи в общем языке [Земская, 1973:244], однако префиксация, весьма продуктивный способ образования именных слов в общем языке, в индивидуальном языке И. Северянина является наименее продуктивной (в образовании и существительных, и прилагательных); к непродуктивным узуальным способам образования окказиональных имён существительных относятся также слияние, субстантивация и слияние с суффиксацией (см. таблицу 5 приложения).
Основными узуальными способами, с помощью которых созданы глагольные новообразования, являются префиксально-суффиксальный способ (140 ед.) и суффиксация (78 ед.), что совпадает с продуктивностью этих способов образования в общем языке. Однако префиксальный способ глаголообразования, высокопродуктивный в общем языке [Земская, 1973:289], в индивидуальном языке И. Северянина привлекается мало (6 ед.), также непродуктивны в окказиональном глаголообразовании сложение (10 ед.), сложение с суффиксацией (2 ед.); префиксально-постфиксальный (3 ед.); префиксально-слитно-суффиксальный (1 ед.) и постфиксальный (1 ед.) способы. Интересно отметить, что в количественном отношении окказиональные глаголы, образованные суффиксальным и префиксально-суффиксальным способами, примерно равны (соответственно 64 ед. и 62 ед.), тогда как в образовании причастий и деепричастий самым продуктивным является префиксально-суффиксальный способ (соответственно 57 ед. и 21 ед.).
Наибольшей продуктивностью в индивидуальном языке И. Северянина обладает суффиксальный способ образования наречий (60 ед.), несколько меньшей продуктивностью — сложение (24 ед.), наименее продуктивными являются: префиксально-суффиксальный способ (4 ед.), префиксальный способ (2 ед.) и слияние (1 ед.).
Среди индивидуально-авторских слов, образованных узуальными способами, отмечаем индивидуально-авторские новообразования, созданные по продуктивным, малопродуктивным и непродуктивным типам, выявляем нарушения условий образования типа в индивидуальном языке по отношению к общему языку: нарушение формальных условий образования, нарушение семантических условий, нарушение формально-семантических условий. Продуктивность словообразовательных типов именных частей речи в индивидуальном языке И. Северянина больше совпадает, чем не совпадает с продуктивностью словообразовательных типов в общем языке (см. таблицу 2 приложения 1), в соотношении глагольно-наречных типов индивидуального и общего языков наблюдается иной результат: продуктивность словообразовательных типов в индивидуальном языке поэта в большинстве случаев не совпадает с продуктивностью словообразовательных типов общего языка (см. таблицу 4 приложения 1) /в индивидуальном языке тип продуктивен, а в общем языке непродуктивен и т. д./.
Анализ именных и глагольно-наречных новообразований поэта показал, что часть словообразовательных типов индивидуального языка создана с нарушением формально-семантических условий образования типа по отношению к общему языку, в результате чего в индивидуальном языке образовались типы, не зафиксированные в общем языке (44%), причём большинство из них использовано при образовании окказиональных существительных и глаголов (см. таблицу 2 и 4 приложения 1).
Среди новообразований, созданных по продуктивным типам общего языка (56%), в языке автора преобладают окказиональные слова, созданные с нарушением семантических условий их образования (например, выбор иного по семантике производящего или иного по грамматическим свойствам, чем это характерно для общего языка). Создавая новые слова по продуктивным словообразовательным типам общего языка, И. Северянин способствовал утверждению живых словообразовательных норм, так, например, «он был одним из первых русских поэтов, развивших тип безафиксных существительных со смягчением конечного согласного в качестве специфически художественного: ажурь, воль, круть, гнусь, лукавь, лиловь и др. В образовании окказиональных глаголов И. Северянин также предвосхитил дальнейшее развитие словотворчества в этой области, ср. глаголы с суффиксом -еть в значении становления-выявления (лиловеет запад дня; сиреневеет в саду душистая сирень, снежеет дружно, снежеет нежно и др.); -ить, -иться со значением проявления признака или наделения признаком (И облако седит его висок, ветрится куст), часто осложнённые различными приставками, такими как о-, за-, вы- (Когда любовь мы окороним. Мы Богу жертву принесем, зальдить ручей, вымолнил автомобиль и др.) [Виноградова, 1995:92].
Наряду с использованием традиционных способов словообразования русской системы, И. Северянин создаёт новообразования с помощью неузуальных (окказиональных) способов, что обеспечивает своеобразие ряда созданных автором слов: грёзоломня, небылоза, поврага, стихозопотроха, шаплетка и др. (48 ед.). Поэт использует следующие окказиональные способы образования: субституцию, контаминацию, плюрализацию. Отдельные новообразования созданы редеривацией, эллиминированием (усечением), гендиадисом (рифмованным сложением). В последней четверти XX века окказиональные способы обрели активнсть, получили распространение в разных сферах языка и потому были описаны. И. Северянин, по нашему мнению, создал предпосылки для использования окказиональных возможностей словообразовательной системы русского языка. В первой четверти XX века им созданы слова: слезоем, лосень, апрелесть, кремоза, аристотельство, людобой, людоворот и др.
Окказиональные способы используются автором в основном для производства новообразований-существительных (42 ед.), /с помощью редеривации создано 2 прилагательных и 2 наречия, а также 2 наречия созданы посредством субституции/ (см. таблицу 5 приложения 1).
Наиболее широко в поэзии И. Северянина представлены суффиксальные отсубстантивные, отадъективные новообразования-существительные, а также существительные с нулевым суффиксом и сложные существительные. В сфере образования имён прилагательных наиболее активны сложные имена прилагательные, заставляющие обратить внимание на слово как таковое, прислушаться к его мелодике и смыслу, почувствовать за ним мысль автора. Глаголообразование И. Северянина представлено прежде всего суффиксальными отсубстантивными глаголами-новообразованиями на -ить и префиксально-суффиксальными глаголами с разнообразными по значению приставками. Не случайно у Вс. Рождественского создалось впечатление, согласно которому в поэзии И. Северянина преобладают глагольные окказионализмы (В. Брюсов писал, что их много). Глагольная лексика поэта насыщена динамикой, экспрессией, ощущением стремительного полёта и неудержимого порыва. «Глагол присутствием своим животворит отдельные слова», эта «животворность» глагола усиливается в окказиональных глаголах, которые, как правило, содержат в себе картину-образ и метафору. В сфере образования деепричастий и причастий И. Северянин отдаёт предпочтение префиксально-суффиксальным деепричастиям с суффиксом -в и различными по значению приставками и префиксально-суффиксальным причастиям с префиксом о- и суффиксом -енн. Наречные новообразования в большинстве своём образованы с помощью суффикса -о и мотивированы как реальными, так и гипотетическими прилагательными.
Наибольшим разнообразием словообразовательных элементов характеризуются новообразования-существительные, менее разнообразны словообразовательные форманты, участвующие в создании новообразований-прилагательных. В группе глагольных новообразований повторяемость морфем частая, окказиональные наречия отличаются единообразием. В целом разнообразие словообразовательных средств и способов деривации создаёт впечатление естественности окказионализмов И. Северянина.
Окказионализмы — одна из главных примет идиостиля И. Северянина, «стилистическое ядро» индивидуального языка поэта. В результате исследования новообразований автора мы пришли к выводу об их многофункциональном характере, а в ряде случаев окказионализмы, «нанизанные» в тексте одного стихотворения, одновременно выполняют несколько функций (см., например, стихотворение «Родник»). Окказионализмы непосредственно и тесно связаны с миропониманием, мировосприятием и мироотражением поэта, в частности, с эстетикой эгофутуризма.
Современников привлекала необычность и музыкальность стиха И. Северянина, завораживающая, ни на кого непохожая манера исполнения автором своих произведений. Между тем, большинство новообразований поэта являются действительно «осмысленными неологизмами», выполняют в тексте произведений номинативно-оценочную (доминирует знаменитая северянинская ирония), художественно-номинативную функции, являясь средством создания художественного образа. Окказионализмы И. Северянина выступают в роли экспрессивно-стилистических синонимов к узуальным словам, что приводит к появлению бинарных семантико-стилистических оппозиций: узуальное слово — окказиональное слово. Для поэтической манеры И. Северянина характерна «любовь к рифмованному, интонационно гибкому и версификакаторски изощрённому стиху, это реабилитация версификационного начала в русской поэзии» [Кривошеев, 1987:73]. Яркой особенностью стиля поэта является олицетворение и метафоризация предметов и понятий, перенос значений отдельных новообразований необычно: за словом скрыт определённый поэтический символ. Некоторые новообразования И. Северянина, созданные с целью актуализации в них звуковой стороны, решают эстетические задачи, не имея «чётко выраженного содержания» (см., например, стихотворение «Лунные блики»). Мы не считаем такие слова «неудачными», их использование и состоит в том, чтобы донести до читателя гамму «субъективных авторских ассоциаций». Многие новообразования поэта отражают тенденции разговорной речи начала XX века.
Живущие в рамках определённого контекста, окказионализмы И. Северянина имеют свою ценность, они не только погружают читателя в поэтический мир автора, но и демонстрируют словообразовательные и выразительные возможности русского языка, передают новые семантические, стилистические, эмоционально-экспрессивные оттенки, которых нет в общелитературном слове, и тем самым раскрывают художественный замысел стихотворений поэта. Игорь Северянин — явление замечательное и значимое в нашей литературе, он имеет полное право на звание «короля поэтов» и новатора в области словотворчества Это подтверждается анализом собранного фактического материала. Анализ новообразований отдельного автора несомненно важен и актуален, поскольку словообразование в индивидуальном языке — это путь к открытию изобразительных средств языка и его потенциальных возможностей.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |