Выводы

Подводя итог функционально-стилистическому анализу новообразований И. Северянина, мы можем отметить следующее:

1. Окказионализмы одна из главных примет его идиостиля, «стилистическое ядро» индивидуального языка поэта. И. Северянин в полной мере является «настоящим новатором» языка. Образование его «осмысленных неологизмов», в большинстве своём созданных по языковым законам, находится в полном соответствии с тенденциями развития поэтического словообразования.

Окказиональная лексика поэта, экспрессивно насыщенная (выразительная), образная, является одним из важнейших средств передачи авторского мировидения, мировосприятия, мироистолкования. И. Северянин как художник слова мыслит образами, имеющими материальное воплощение в его новообразованиях, связанных с эстетикой эгофутуризма. Не находя в общем языке созвучных его представлениям слов, поэт ищет новые, «свежие и образные, способные привлечь и задержать внимание читателя и «заставить его вглядеться в то, что стоит за словом», увидеть мир, созданный автором.

2. Анализ новообразований И. Северянина открыл их многофункциональный характер, подтвердил их (в большинстве случаев) полифункциональность в контексте строфы и парадигматике текста стихотворения.

Практически все окказионализмы поэта, как мы отмечали, выполняют стилеобразующую функцию (поскольку использование автором новообразований в тексте художественного произведения — само по себе функция). Выделим наиболее характерные функции индивидуально-авторских новообразований И. Северянина. Отдавая предпочтение новообразованиям «создающим» художественный образ, поэт использует их с целью номинации, используя метафоризацию (как яркое стилеобразующее средство) всех частей речи.

Окказионализмы, выполняющие в тексте произведений И. Северянина номинативно-оценочную функцию, служат средством выражения авторского отношения к действительности, часто подвергающейся северянинской иронии. Справедливое замечание исследователей функций поэтических окказионализмов о том, что чётко разграничить функции новообразований не представляется возможным (в том числе и по причине их полифункциональности), находит подтверждение в поэзии И. Северянина: большинство его индивидуально-авторских образований выполняют в тексте художественно-номинативную функцию, являясь средством создания художественного образа. Новообразования всех проанализированных частей речи, обладая по определению экспрессивностью, создавая художественный образ, одновременно выполняет и другие функции.

С творческой программой поэта-эгофутуриста тесно связана эстетическая функция новообразований: неповторимый индивидуально-авторский художественный образ рождается соединением различных словообразовательных элементов в необычное слово, помещённое в нестандартный контекст. Характерно для эстетики И. Северянина использование новообразований с иноязычными корнями и суффиксами с целью обострения интриги, привлечения внимания к изысканно-экзотическому миру героев его стихотворений, а также для эпатажа публики и шокирования критики. Новообразования имена собственные используются для выражения сугубо индивидуальной мысли, то есть «аффективного и эстетического сознания».

Выполняя функцию художественной номинации, окказионализмы поэта одновременно выражают акцентную функцию, являясь при этом экспрессивно и стилистически маркированными. С определённой стилистической целью используются, например, метафоричные наречия на -о, служащие в тексте стихотворения свёрнутым сравнением, являясь незаменимым художественно-выразительным средством. Акцентная функция (обновление формы слова) позволяет актуализировать (оживить, усилить звучание) внутреннюю форму слова: между указанным приёмом и приёмом поэтической этимологии нет принципиального различия. Сближая разнокоренные слова, имеющие в языке случайное звуковое сходство, поэт «проявляет» внутреннюю форму слова, при этом текст приобретает дополнительную смысловую насыщенность, основанную на неожиданных ассоциациях. Наряду с другими художественными приёмами используется фигура симплоки, предусматривающая включение слов одной структуры (повтор слов), с целью создания художественного образа.

Новообразования поэта как элемент инструментовки стиха играют важную роль, придавая ему особую музыкальность и благозвучие. Введение окказионализмов в текст стихотворения часто связывается со звукописью, цель которой способствовать выражению поэтической семантики; не имеющие «чётко выдержанного содержания» окказионализмы поэта призваны решать эстетические задачи. Яркой особенностью стиля И. Северянина является персонификация предметов и понятий с помощью новообразований. Названия цветов в художественном языке автора выполняют особую функцию: их переносное значение необычно, за словом скрыт определённый поэтический символ. В поэзии И. Северянина окказионализмы выполняют версификационную задачу (соблюдение требований метрики и рифмы), которая, как правило, переплетается с другими функциями (экспрессивность, стиль, авторская оценка). Многие новообразования поэта отражают тенденции разговорной речи. «Стилизованные» окказионализмы И. Северянина могут служить источником знаний о разговорной речи начала XX века.

3. Анализ новообразований И. Северянина позволил сделать вывод о взаимосвязи между способом словообразования и функцией. Так, суффиксальные новообразования, изменяя форму слова (акцентная функция), актуализируют его внутреннюю форму. Функцию художественной номинации выполняют окказиональные слова, созданные посредством сложения и контаминации, эти способы дают возможность образования новых слов, которые отличаются глубиной содержания при малом объёме, что способствует реализации данной функции. Обобщая сказанное, можно сделать такой вывод: окказиональное словообразование И. Северянина является «средством образотворчества в слове и посредством слова».

Copyright © 2000—2024 Алексей Мясников
Публикация материалов со сноской на источник.