§ 3. Динамика оценочных значений в идиостиле Игоря Северянина как отражение эволюции творчества

В процессе исследования языковой картины мира особое значение имеет функция автора-творца как «конститутивного момента художественной формы» (Бахтин, 1975, 90). Личность автора является определяющим началом его творчества, ключом к пониманию поэтического текста. Именно замысел автора определяет детерминирующие языковые элементы в тексте, которые в ритмической структуре приобретают смыслоразличительный характер, гармонически раскрывая противоречивую реальность объективного мира и отражающего его языка.

Художественное совершенство есть плод внешней (формальной) и внутренней (содержательной) упорядоченности языковых элементов, только в неразрывности языковой ткани передающих особый смысл текста, воздействующих на читателя благодаря точному выражению авторского замысла. В процессе восприятия читатель на уровне подсознания ощущает ритмический характер звуковых, лексических и синтаксических повторов. Ритму отводится первостепенная роль в механизме поэтического сознания, выражения и коммуникации. Стиховой ритм является основой «со-противопоставления» (Ю.М. Лотман) всех языковых элементов, способствует индивидуализации смысла поэтического текста и образа.

Реконструкция, воссоздание языковой личности — один из важнейших пунктов в понимании психологии и основных тенденций творчества автора и анализа его поэтического языка, языка его оценок. Личность поэта диалектически отражается в тексте как категория автора («образ автора», по В.В. Виноградову), детерминанта, концентрирующая суть текста, определяющая направление и характер взаимодействия всех его структурно-смысловых уровней.

Автор текста в зависимости от ракурса восприятия и представления отображаемой действительности (окружающего мира) предстает как повествователь-бытописатель или как «объяснитель» действительности: ценитель, критик, интерпретатор происходящих событий.

«Рисуя» средствами языка в их ритмической организации поэтическую картину мира, автор в процессе текстопорождения особенно часто уточняет смысл своих высказываний и позицию. В поэзии Игоря Северянина это прежде всего лирическое переживание и ироническое сомнение, игровая маска и скептический взгляд на мир. Такое «уточнение» призвано ориентировать читателя на адекватное восприятие действительности, близкий к авторскому взгляд на «картину мира».

Эта позиция автора, которую называют авторской модальностью, обусловливает системность аксиологических средств в поэтических текстах, детерминирует особый способ их организации, соответствующий гармонии ценностных ориентации человека, позитивно-негативное отношение к предметам его потребности — реалиям объективного мира. В формировании этого отношения и создании на его основе поэтической языковой картины мира принимают участие семантические доминанты творчества (Новиков, 1990, 57).

Анализ собранного языкового материала и лингвистические наблюдения над его системной организацией позволяют увидеть в языке оценок Игоря Северянина особый, никому более не свойственный индивидуальный сплав лирического переживания (ценитель) и иронического отношения (критик) к окружающему миру, сопровождаемое интенцией мечты, «грезы», сквозь призму которой поэт часто предлагает воспринимать жизнь природы и человека. Этот сплав, несомненно, обусловлен семантическими доминантами его творчества — борьбой между гармонией и дисгармонией, особым отношением к адресату-читателю, этапами человеческой и творческой биографии.

Copyright © 2000—2024 Алексей Мясников
Публикация материалов со сноской на источник.