1.2. Идиостиль и идиолект языковой личности
Наряду с понятием индивидуально-авторского поэтического языка в современной лингвистике используется понятие идиостиля (Григорьев, 1990 б, 98), взаимосвязанное с явлением идиолекта: «Идиолект — языковые составляющие в их функциональном применении, а, следовательно, в горизонтальных связях, которые эксплицируют семантику языковых единиц в контексте и обнаруживают знание языковой личностью законов синтагматики и парадигматики, действующих в языке, необходимых в текстообразовании» (Леденева, 2000, 84).
В нашей работе учитывается отношение между идиостилем и идиолектом как «целое» — «часть», обозначенное в следующей дефиниции: «индивидуальный язык, идиолект, характеризуется как важнейшая составляющая индивидуального стиля, или идиостиля» (ЛЭС, 114).
Помещая в центр лингвистического наблюдения идиостиль Игоря Северянина в ранге его оценочного языка, учитываем в полной мере и подход Л.А. Новикова, определяющего идиостиль как всю «совокупность языковых выразительных средств автора» (Новиков, 1990 б, 56).
В целом современные исследователи исходят из противопоставления «язык — его индивидуальная модификация», и с этой точки зрения «идиолект / идиостиль» рассматриваются в аспекте соотношений «язык / стиль». В этом плане идиостиль реконструируется по материалам идиолекта — совокупности языковых форм «индивидуального говорения» (Григорьев, 1990 б, 3 — 4).
Особую совокупность таких форм представляют собой средства выражения оценочного значения в идиостиле писателя. Прежде чем приступить к демонстрации богатейшей палитры языковых средств выражения оценки в идиостиле Игоря Северянина, сделаем несколько замечаний о специфике данной языковой категории и репрезентации ее в структуре языковой личности.
Подчеркнем также, что вызывает трудности большой массив поэтических текстов, не публиковавшихся при жизни поэта. До настоящего времени нет уверенности, что все его произведения опубликованы, многие тексты не атрибутированы, ряд текстов публикуется только по переводам либо по зарубежным источникам. Поэтому в изучении идиостиля поэта представляется целесообразным применение динамического подхода с поэтапным формированием представления о свойствах языковой личности и языке ее оценок, с учетом периодов жизни и творчества писателя. Это позволит составить по фрагментам (см. ниже об этапах творчества Игоря Северянина) впечатление о свойствах целостной картины.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |