Выводы
1. Доминантой поэтического творчества Игоря Северянина является индивидуальный сплав лирического переживания и иронического отношения к окружающему миру, реализуемый языком оценок поэта.
2. Ирония как составляющая мировоззрения и как художественный прием определяет специфику субъективной оценки и средства ее выражения в идиостиле Игоря Северянина.
3. Языковая личность поэта при выборе средств выражения эмоциональной оценки опирается на динамическое взаимодействие когнитивной (оценка — умственный акт), психологической (эмоциональное напряжение субъекта) и коммуникативной (речевые акты похвалы-порицания) шкалы оценок.
4. Субъективные ценностные ориентации поэта объективируются в знаках-прагмемах, знаках-функциях, знаках-коннотациях, характерных для его оценочных текстов.
5. Специфическое расширение семантики слов в функции оценочных средств диктуется эмотивной природой иронии: предметно-логическим и эмоционально-экспрессивным несоответствием компонентов словосочетания или высказывания в тексте.
6. Коммуникативная природа иронической оценки строится на контрасте вербально выраженной похвалы (одобрения) и не выраженного словами, но вытекающего из подтекста порицания (осуждения), либо обратного соотношения названных коммуникативных намерений.
7. Эстетика иронии детерминирует специфику субъекта оценки в идиостиле Игоря Северянина: совмещение ролевого «я»-субъекта («маски») и чистого «я»-субъекта (персонификация лирических героев и конкретное выражение личности поэта).
8. В художественном пространстве Игоря Северянина наблюдается градация иронической оценки — романтическая (добрая) — критическая (горькая) — саркастическая (злая) — эксцентрическая (парадоксальная), реализуемая с помощью характерных для идиостиля Северянина приемов оксюморона, антитезы, хиазма.
9. Динамика оценочных значений и средств их выражения отражает эволюцию творческих установок поэта, изменение образной системы его поэтики: для первого периода творчества характерны имплицитные оценки (и их реализация знаками-коннотациями); для второго — эксплицитные оценки (и их реализация знаками-прагмемами и знаками-функциями), реализующие семантику «гармония дисгармоний».
10. Семантическое пространство художественного мира Северянина детерминируется набором ключевых семантических полей, группирующихся вокруг оппозиции человек (жизнь и смерть, поэт и поэзия, мечта и быт) — природа (растения, цветы, планеты, камни, водные пространства).
11. Слова-экспоненты ключевых семантических полей характеризуются диффузностью, способны выступать в роли объекта и предиката оценки, расширяя свой семантический потенциал и переживая метафорические трансформации.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |