Выводы

Постоянный творческий поиск новых художественных решений дает автору возможность максимального самовыражения, при этом поэтонимы оказываются теми семантически осложненными словами, которые способны к концептоформированию поэтического пространства. Известно, что лирик воспринимает мир иначе, потому субъективное начало проступает в лирике ярче, и это, безусловно, находит выражение в характере речи художественной, лирической, отличающейся максимальной субъективностью.

Символизация поэтонима, способного в языке лирики Игоря Северянина к трансформации и своеобразной персонификации, как это было показано выше, служит средством выражения авторской экспрессии. При этом обозначились ономастические предпочтения автора: речь идет о группе антропонимов, топонимов; интересным оказался и ряд культонимов, отразивших перипетии духовных исканий поэта.

Собственные именования Число единиц Число словоупотреблений Единицы высокой частотности
1. Антропонимы 305 665 М. Лохвицкая
А.С. Пушкин
К. Фофанов
2. Фиктониы 208 502 Балькис
Ингрид
Иоланта
3. Мифонимы 49 71 Амур
Аполлон
Эол
(Парнас)
4. Астронимы и космонимы 10 75 Земля
6. Теонимы и куль тон и мы 49 215 Бог // Боже Господь Иисус Христос
7. Топонимы 293 651 Россия // Русь Эстония // Эстия
8. Индивидуальные поэтонимы 207 389 Греза // Мечта Красота Любовь Лилия

В ходе исследования выявлена тенденция к использованию апеллятива в роли онима, что также содействует выражению авторской экспрессии, при этом наиболее частотными в употреблении оказались концептоемкие Красота и Любовь. Концептосфере поэтического языка Игоря Северянина свойственны единицы «калейдоскопического» характера, что обусловлено художественно-эстетическими интенциями автора.

Вообще, поэтонимы не только содействуют эстетизации изображаемого, но и открывают индивидуально-художественный мир поэта. В самом деле, имя собственное, попадая в поэтическое пространство — в нашем случае — лирического произведения, «расширяется и обогащается теми художественно-изобразительными «приращениями» смысла, которые развиваются в системе целого эстетического объекта»1. При этом надо иметь в виду, что имя собственное не всегда реализуется как поэтоним-экспрессема, что может быть связано с авторским намерением. В этом случае установление истины возможно лишь с учетом художественного контекста.

Примечания

1. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики М., 1981. — С. 100.

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Copyright © 2000—2018 Алексей Мясников
Публикация материалов со сноской на источник.