Выводы
1. Эстетическое пространство текста состоит из взаимосвязанных функционально-семантических полей. ФСП текста, объединяющее признаки лексико-семантического и ассоциативного полей, представляет собой систему разноуровневых единиц данного текста, объединенных на основе общности и взаимодействия их семантики. Формирование эстетического значения слова зависит от его связей с другими единицами в структуре ФСП: парадигматических, синтагматических, деривационных и ассоциативных отношений, обусловленных системой языка и авторской интенцией.
2. Структура ФСП включает ядерную зону и периферию. В ядерных элементах (ключевых словах) сконцентрированы базисные семантические функции, они наиболее частотны и специализированы. Эстетическая функция ядерных слов состоит в объединении разноплановых единиц в системное и целостное ФСП, а также в аккумуляции эстетических значений текстовых знаков. Ядерные слова и их деривационные производные употребляются, как правило, в окказиональном значении, обусловленном контекстом и взаимодействием с другими единицами ФСП. Элементы периферии характеризуются неоднородностью и включением единиц, являющихся некатегориальными способами выражения семантики. К ближней периферии относятся единицы, объединенные с ядерными компонентами синтагматическими и деривационными отношениями, к дальней — текстовые ассоциаты ключевого слова: индивидуальные ассоциации, сравнения, метафоры и антитезы.
3. Единицы исследованных ФСП непосредственно связаны с представлением И. Северянина о природно прекрасном и являются средствами экспликации эстетического идеала автора. Обширность представленных в работе ФСП, сложность их структуры и многообразие связей с другими полями (темпоральным, пространственным, полем эмоционального восприятия), а также высокая частотность функционирования ядерных единиц на всем протяжении творчества поэта обусловлены их значимостью в художественной коммуникации, поскольку эстетические представления в художественном тексте требуют адекватного воплощения в образной форме.
4. Структура приоритетных ФСП и входящих в них микрополей неоднородна, в нее включаются единицы, связанные деривационными, парадигматическими, синтагматическими и ассоциативными отношениями, а также отношениями смежности. Наибольшую сложность для анализа представляет периферия поля, поскольку в семантике и словесном оформлении тропов обнаруживается высокая степень индивидуализированности, многие образные средства следует признать уникальными. Эстетическая семантика компонентов ФСП стихотворений И. Северянина актуализируется фонетическими, словообразовательными, лексическо-стилистическими и синтаксическими средствами и определяется их местом в структуре поля и влиянием других единиц. Вывод об эстетической значимости текстовой единицы возможен только на основании всестороннего анализа лирического текста в соотнесении с моделью поля.
5. Основными способами преобразования семантики в идиостиле И. Северянина являются авторские словоупотребления и словообразование, подчиненные художественной задаче. Нарушение узуальных норм лексической сочетаемости и словообразования, преобразования семантики разрушают стереотипность восприятия ядерного слова в его предметном значении, что является необходимой основой для семантических приращений, формирующих эстетическое значение. Результатом семантических преобразований является возникновение контекстуально обусловленных парадигматических отношений ядерных слов в поэтических текстах, базирующихся на ассоциативных, символических и метафорических значениях и могущих не иметь аналогов в узуальных отношениях языковых единиц.
6. Поэт использует разнообразные лексико-стилистические средства репрезентации эстетической категории прекрасного: образное (метафорическое и символическое) словоупотребление, расширение лексического значения слова за счет актуализации периферийных или потенциальных сем, обыгрывание многозначности слов, использование стилистически и экспрессивно окрашенной лексики, окказиональное словообразование, окказиональная сочетаемость слов и разные виды повторов. Лексические компоненты неоднородны по стилистике и эмоционально-экспрессивной окрашенности; поэт соединяет традиционно-поэтические средства со словами, приобретающими эстетическое значение и новые семантические оттенки и экспрессивные коннотации в пределах поэтического текста, в результате чего создаются сложные развернутые образы, эмоциональная и семантическая насыщенность, множественность экспрессивных и символических коннотаций которых определяют их высокую эстетическую и коммуникативно-прагматическую значимость.
7. Синэстетические образы в идиостиле И. Северянина являются точками пересечения различных ФСП: полей чувственного восприятия («цвет и свет», «звук», «запах»), «время», «пространство», «эмоции» и полей, обозначающих природные объекты («водное пространство», «растение»). Абсолютно уникальной чертой следует признать обилие образов с семой звукового восприятия природного объекта, указывающих на специфику авторского мировосприятия.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |