2.2. Эстетическое значение и структура приоритетных функционально-семантических полей в идиостиле И. Северянина

В поэтическом тексте функционально-семантические поля представлены в виде отдельных компонентов, между которыми возникают связи, аналогичные синтагматическим и парадигматическим отношениям. Благодаря этому возникает второй план содержания — смысловая перспектива, подтекст, в котором формируется эстетическое значение. Таким образом, анализ ФСП позволяет достаточно адекватно описать эстетическую организацию поэтического текста и эстетические функции его единиц. Особенно важно описание и изучение полей, связанных с инвариантными темами и мотивами творчества и объединяющих лексику, наиболее значимую для интерпретации его произведений — ключевых полей, определяющих лексико-семантические и коммуникативные особенности идиостиля.

Поскольку художественный текст является образной моделью, описанием на языке искусства индивидуального видения картины мира, интерпретация текстов направлена на выявление эстетических представлений автора и его эстетических оценок действительности. Анализ состава ФСП поэзии И. Северянина доказывает сложность эстетического пространства его творчества. Наиболее эстетически значимые семантические поля группируются вокруг центральной смысловой оппозиции его художественного мира «Человек — Природа», обусловленной коммуникативной задачей поэта отразить в лирике индивидуальную картину мира. Члены этой оппозиции находятся в сложных отношениях друг с другом, реализуемых словами ключевых семантических полей. Семантические поля неоднородны по составу и сложны по структуре, включают различные микрополя, в которых экспоненты отличаются ядерным или периферийным положением, регулярностью употребления, степенью включенности в тропы, эстетическим значением, коммуникативной значимостью и другими свойствами. Эстетическое функционирование отдельного знака определяется его включенностью в ФСП и зависит от всей структуры поля. Наибольшую эстетическую нагрузку несут ядерные знаки, организующие семантику текста и являющиеся ключевыми в художественной коммуникации.

Наблюдения над поэтическими текстами позволяют выделить следующие приоритетные ФСП оппозита «человек»: «бытие человека» (жизнь и смерть), «творчество», «мечта и быт». Смысл оппозита «природа» репрезентируется ключевыми ФСП «растения» (с особым микрополем «цветы»), «водное пространство», «небесные тела». В структуру данных ФСП включаются единицы, объединенные деривационными, парадигматическими, синтагматическими и ассоциативными отношениями, а также отношениями смежности, причем высокая степень индивидуализированности выбора лексических единиц, их семантики и эстетического функционирования затрудняют выделение ядерной и периферийной зон. Темпоральное и колористическое поля накладываются на ключевые поля и обеспечивают их взаимодействие в пределах творчества поэта.

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Copyright © 2000—2018 Алексей Мясников
Публикация материалов со сноской на источник.