На правах рекламы:
• Карепрост купить нужно именно у нас! Почему? Мы - официальный дистрибьютор!
1.3. Категории общеоценочных и частнооценочных значений
В лексикологичекой традиции принято разграничивать эмоционально-оценочную и рационально-оценочную лексику. Мотивом для разграничения (дифференциации) являются различия в семантико-прагматических характеристиках оценочных слов. Однако размытость границ, диффузность и взаимопроникаемость рационального и эмоционального создает определенные трудности при их классификации. К тому же большое количество оценочных слов имеет комплексный характер — рационально-эмоциональный. То есть, объективно оценивая тот или иной факт, процесс, субъект может параллельно выразить и свое эмоциональное к нему отношение. К примеру, рассмотрим такое высказывание: Предательство ближнего — самый отвратительный поступок. Данная фраза в большей мере содержит рациональный оценочный элемент, опирающийся на общепринятые этические нормы. Но по сравнению с общеоценочной лексемой плохой, лексема отвратительный содержит частнооценочный эмоциональный компонент.
Неоднозначное понимание коммуникативной функции рационально-оценочных и эмоционально-оценочных слов породило различные подходы к классификации частнооценочных значений.
С точки зрения иллокутивных актов (выражения коммуникативной цели в ходе произнесения высказывания) ЕМ. Вольф вслед за Дж. Серлем выделяет 5 категорий оценочных слов: ассертивы, директивы, комиссивы, экспрессивы, декларативы. Все пять категорий иллокутивных актов в разной степени могут содержать и рациональный, и эмоциональный элементы. Например, в ассертивах, по мнению Е.М. Вольф, преобладает не эмоциональный, а рациональный аспект оценки, рассчитанный на то, что адресат согласится с оценкой говорящего [Вольф, 1985: 168]. Экспрессивы же могут быть эмоционального и рационального типа. Экспрессивы эмоционального типа обычно содержат оценки, объектом которых является адресат или сам говорящий, в то время как рациональные экспрессивы часто имеют объектом оценки 3-е лицо.
Типичной особенностью экспрессивов является широкое использование оценочных номинаций, которые, как правило, выступают в предикативной функции (Он ловкач, умник, растяпа. [Там же: 179].
Л.М. Васильев классифицирует оценочную лексику с точки зрения оценочных предикатов. Данный подход позволяет конкретизировать факты оценивания в русле синтаксической коммуникации.
Автор выделяет следующие типы оценочных предикатов: 1) модально-оценочные (выражают только рациональную оценку); 2) общеоценочные (выражают рационально-эмоциональную оценку); 3) частнооценочные (выражают или преимущественно рациональную, или преимущественно эмоциональную оценку): а) утилитарные (выражают рациональную оценку с точки зрения полезности, возможности использования кого-, чего-либо в тех или иных целях): выгодный, благоприятный, бесполезный, пагубный и т.п.; б) этические (обозначают реакции нашего сознания, опирающиеся на социально обусловленные представления о моральных нормах, о добре и зле): добродушный, человечный, недобрый, бессердечный и т.п.; в) эстетические (обозначают эмоциональные и ментальные впечатления от восприятия кого-, чего-либо): красивый, некрасивый, миловидный, невзрачный и т.п.; г) сенсорные(гедонические) — возникают в нашем сознании при восприятии чего-либо органами чувств: слухом, зрением, обонянием, осязанием: неприятный, вкусный, нежный, противный и т.п.; д) аксиологические (обозначают способ представления (сам акт) оценки: ментальный (считать, находить кого-, чего-либо хорошим, красивым, необходимым), перцептивный (казаться, выглядеть смешным), эмоциональный поведенческий (вести себя, поступать честно, плохо). В соответствии с этим значением, по мнению Л.М. Васильева, аксиологические оценки выполняют прежде всего связочную, а не оценочную функцию [Васильев, 1996: 57—61].
Н.Д. Арутюнова расширяет группу общеоценочных предикатов. В нее входят значения, дающие оценку одному из аспектов объекта с определенной точки зрения. В данной классификации принят характер основания оценки, ее мотивации
Частнооценочные значения автор разделяет на следующие категории: 1) сенсорно-вкусовые (приятный — неприятный, вкусный — невкусный, душистый — зловонный); 2) психологические, в которых сделан шаг в сторону рационализации, осмысления мотивов оценки: а) интеллектуальные оценки (интересный, скучный, поверхностный), б) эмоциональные оценки (радостный — печальный, приятный — неприятный); 3) эстетические оценки, вытекающие из синтеза сенсорно-вкусовых и психологических оценок (красивый — некрасивый, прекрасный — безобразный, уродливый); 4) этические оценки (моральный, добродетельный — порочный); 5) утилитарные оценки (полезный — вредный, благоприятный — неблагоприятный); 6) нормативные оценки (правильный, корректный — некорректный; 7) телеологические оценки (эффективный — неэффективный, целесообразный — нецелесообразный) [Арутюнова, 1999: 198—199].
Перечисленные категории Н.Д. Арутюнова делит не на две общепринятые в лингвистике группы — рационалистическую и эмоциональную, а на три. В первую группу входят сенсорные оценки, то есть оценки, связанные с ощущениями, чувственным опытом — физическим и психическим, они характеризуют не объект, а субъект как физический и психический рецептор.
Вторую группу образуют сублимированные оценки. К ним относятся две категории: эстетические и этические оценки. Они возвышаются над сенсорными оценками, «гуманизируя» их. Первые связаны с чувством прекрасного, вторые — с удовлетворением нравственного чувства.
Эти два вида чувствований, по мнению автора, составляют ядро духовного начала человека, моделируемое в соответствии с его телесной ориентацией, по вертикали.
Последние три разряда входят в группу аналитических оценок. Эти оценки связаны с практической деятельностью, интересами и повседневным опытом человека [Там же: 199—200].
Анализируя структуру оценочного дискурса, Н.Н. Миронова предлагает несколько отличную от предыдущих аксиологическую классификацию. Автор рассматривает следующие виды оценок: 1) аксиологические оценки (этические, эстетические, утилитарные, политические/идеологические, религиозные, эмоциональные); 2) модальные (необходимость, долженствование, возможность); 3) экзистенциальные; 4) временные; 5) оценки величин; 6) пространственные оценки.
Несмотря на то, что вышеперечисленные виды частных оценок значительно отличаются от оценочной системы Л.М. Васильева и Н.Д. Арутюновой, общая характеристика оценочной лексики, предложенная Н.Н. Мироновой, довольно традиционна: она делит оценки на общие и частные, а последние, в свою очередь, — на рациональные и эмоциональные оценки [Миронова, 1998: 29]:
Отрицательный дискурс | ||
Общие оценки | Частные оценки | |
Рациональные Оценки | Рациональные оценки | Эмоциональные Оценки |
Неодобрение
Сравнение Отсутствие ценностей |
рекомендация
сомнение отсутствие положительных оценок |
Страх
Печаль Сожаление Разочарование |
Подобная схема может быть применена к анализу негативно-оценочной лексики в художественном тексте И. Северянина.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |