На правах рекламы:
• Рекламно-коммуникационное агентство полного цикла . мы НЕ распыляемся, не гонимся за цифрами и первыми позициями в поисковиках. Мы как ледокол — идем своим ходом по четко установленному курсу. И даем мощный результат, без прочей ботвы.
Заключение по 3-й главе
Исследования поэтических произведений И. Северянина с позиции семантических и ассоциативных полей подтверждают мысль о том, что любой художественный текст (в том числе и поэтический) представляет собой систему, в которой все элементы находятся в определенных структурных связях и отношениях, эксплицирующих творческий замысел художника, его идею.
Кроме того, художественный текст — это в первую очередь семантическая система, где языковые единицы объединяются общностью содержания, а их отношения имеют системный характер: они взаимозависимы и взаимоопределяемы. Помимо этого, любой художественный текст относительно автономен. Следовательно, поэтический текст обладает практически всеми признаками полевой системы, поэтому его вполне можно рассматривать с позиции семантического поля (с учетом целесообразности).
С другой стороны, любой художественный текст, в особенности поэтический, отражает определенные ассоциативные связи семантических элементов, что делает его единичным и неповторимым в своем роде, что составляет его художественную ценность как произведения искусства. Поэтому некоторые поэтические тексты (например, рассмотренные выше стихотворения И. Северянина «Пиама», «Южная безделка» и некоторые другие: «Евгения», «Поэма беспоэмия», «Лисодева», «Сувенир критике») вполне целесообразно рассматривать в рамках ассоциативного поля. Если отдельный поэтический текст И. Северянина (как и поэтические тексты других классических поэтов) — это семантическая микросистема, то творчество в целом — это макросистема, в которой наблюдается лейтмотивность, постоянство негативированных образов человека, резко противопоставленных положительному образу — лирическому герою-поэту. Объект отрицательной оценки в поэзии И. Северянина, как уже было сказано, — чаще всего обобщенный персонаж (люди, толпа, масса, народ), поэтому негативную лексику, характеризующую человека в творчестве И. Северянина, можно рассматривать и с позиции семантического макрополя с ядерным компонентом «Человек»; и систематизация в таблицах с последующими статистическими выводами показала целесообразность подобного подхода к негативно — оценочной лексике в творчестве исследуемого автора.
К оглавлению | Следующая страница |