Заключение

Художественное произведение является эстетическим объектом. Источником эстетического является переживаемый смысл, воплощенный в художественной форме, которая реализуется посредством того или иного приема. При этом эстетически значимая форма коррелирует с её подвижным диалектически противоречивым смыслом. Любой художественный прием есть противоречие действительного и воображаемого, фантастического мира и в силу этого — художественный конструктивный компонент текста. «Область эстетического — область игры со смыслами, их подстановка и перестановка» (Жинкин, 1927, с. 33). Художественная форма является ощутимым средством реализации эстетической (поэтической) функции в языке. Определяющим признаком её является направленность «на сообщение как таковое, сосредоточение внимания на сообщении ради него самого» (Якобсон, 1975, с. 202).

Художественное воздействие текста осуществляется благодаря: его различным образным средствам, например, таким как тропы и фигуры, которые сосредоточивают на себе внимание читателя и стимулируют его «сотворчество» писателю.

Главным и наиболее общим, широким понятием, определяющим суть и специфику художественной формы и выражаемого ею идейно-эстетического содержания, является внутренняя форма слова, образа, текста — «способ, каким выражается содержание», «центр образа, один из его признаков, преобладающий над всеми остальными» (Потебня, 1989, с. 130, 160). Она образует основу изобразительных средств как особая эстетическая «сетка», художественно моделирующая реальность. Что и как видит художник — это главное в его творческом методе, доминантах образной языковой системы (Новиков, 2001, т. 1, с. 33).

Основной доминантой поэтического творчества Игоря Северянина является противоречие — одно из важнейших стилистических средств, использование которого придает тексту большую выразительность, повышает образность поэтических произведений. Поэт успешно оперирует противоположными и противоречивыми оппозициями. Чаще всего И. северянин пользуется приемом семантического сдвига, который предполагает замену одного слова другим. Северянин сознательно нарушает нормативное употребление слов, словосочетаний, заменяя в них устойчивые компоненты на компоненты, имеющие отличную от них лексическую и синтаксическую сочетаемость. В результате подобных авторских лексико-семантических трансформаций получаются новые, возникшие вопреки языковым нормам, окказиональные образования, обладающие расширенной ассоциативностью и ведущие к появлению большого числа коннотаций. Именно в таких окказиональных образованиях доминантным приемом оказывается тропофигура противоречия. Тропофигура противоречия в основном и возникает «на базе» подобных окказиональных образов.

Изучение лингвистической природы тропофигуры противоречия на материале языка поэзии Игоря Северянина имеет важное теоретическое и практическое значение, так как обнаружение, анализ и интерпретация языковых средств художественного произведения и творчества поэта в целом составляет одну из задач поэтики, филологии.

Противоречие, занимая важное место в поэтическом языке наряду с издавна известными художественными выразительными средствами, оказывается промежуточным между тропами и фигурами, имея в силу этого статус тропофигуры.

Есть основания предположить, что поэтика противоречия — своеобразное отражение противоречий общественно-политической, социальной и культурной жизни общества начала XX века, а также любого переломного момента истории. Она является характерной особенностью стиля целого ряда поэтов, но наиболее ярким «поэтом противоречия» должен быть назван Игорь Северянин, что мы и попытались доказать в данной работе. Противоречие как способ изображения действительности и индивидуальное словообразование (окказионализмы) — главные доминанты творчества И. Северянина.

В данном исследовании было показано, что тропофигура противоречия в произведениях И. Северянина имеет различный характер, представлена многочисленными типами (как семантическими, так и композиционными), имеющими свои языковые способы выражения, логические основы и обладающими определенными семантическими функциями.

Проведение комплексного, системного анализа противоречия в языке поэзии Игоря Северянина привело к установлению наиболее характерных семантических типов тропофигуры противоречия, таких как противоречие качества (свойства), противоречие сущности, противоречие существования, противоречие тождества (подобия), противоречие-парадокс и противоречие как композиционный прием на уровне одного стихотворения и всего стихотворного сборника.

В противоречии качества (свойства) главное слово характеризуется предметной (в широком понимании) семантикой, которая поляризуется зависимым словом. Сущность противоречия качества — в отображении неустойчивости, неопределенности, зыбкости поэтического восприятия И. Северяниным окружающего мира.

Исследование тропофигуры противоречия сущности позволяет сделать вывод, что образы, созданные через противоположные (полярные) свойства, приобретают новые, дополнительные смысловые обертоны в своем соозначении: теза + антитеза = синтез (приращение смыслов). Рассмотренный тип противоречия значительно активизируется в поэтическом словоупотреблении как отражение стремления художника слова проникнуть в природу сущности, диалектику изображаемого.

Поэтическое противоречие тождества (подобия) основано на противоречащих компонентах поэтического образа, сливающихся в новое качество, взаимодействующих как полярные свойства сущности, отождествляющихся друг с другом.

Противоречие существования (предмет существует / не существует) находит отражение в предикативности высказывания, в выражении его актуализированной отнесенности к художественно моделируемому миру. Образ противоречия существования в отличие от других тесно связан с предикативной структурой предложения и никак не мыслим в отрыве от неё: он образует предикативный центр высказывания.

Противоречие-парадокс как тропофигура состоит в неожиданном несовпадении вывода с посылкой, в их несовместимости. Эффект алогизма, «нескладицы» выступает здесь как действенное и ощутимое нарушение привычного автоматизма отношений и тем самым экспрессивное подчеркивание поэтического образа.

Необходимо указать на различный характер представленности выделенных типов этой тропофигуры — поэтическое творчество Северянина тяготеет к определенному типу поэтического противоречия, а именно, к качественно-оксюморонному.

Рассмотренные типы тропофигуры противоречия качества (свойства), сущности, тождества (подобия) и существования тесно взаимодействуют и нередко функционально переходят друг в друга, оказываясь иногда различными сторонами одного и того же.

Результаты логического анализа тропофигуры противоречия позволили в свою очередь определить логические основы поэтического противоречия. Тропофигура противоречия имеет в своей логической основе все возможные типы несовместимых понятий: контрарные, комплементарные, контрадикторные, а также несравнимые дизъюнктивные понятия.

Анализ тропофигуры противоречия в поэзии И. Северянина позволил выделить присущие ей семантические функции, основной из которых является функция противоречия (функция совмещения противоположных начал); другими семантическими функциями в тропофигуре противоречия являются следующие: функция противопоставления (контрастного сопоставления противоположностей); функция соединения противоположностей (конъюнкция); функция разделения (дизъюнкция); функция чередования; функция сравнения; функция превращения, отождествления.

Изучение поэтического противоречия со стороны его конструктивно-композиционных свойств выявило как отдельные стихотворения И. Северянина, полностью построенные на разных логических и семантических типах данной тропофигуры, так и сборники стихов, части которых содержат ряды противоречий.

Композиция противоречия — структура взаимосвязанных фигур противоречия, пронизывающих строй всего стихотворения или значительной его части и несущих как лейтмотив основную идею произведения, то есть целостное «поле противоречий».

Особую самостоятельную тему представляет изучение характера разрешения поэтического противоречия. Осознание образа поэтического противоречия — творческий процесс снятия формальной несовместимости смыслов, их синтезирования в диалектической сущности более высокого порядка, сложном взаимодействии рационального и чувственного. Противоречие в языке художественной литературы имеет и более глубинный смысл как источник возникновения и «самодвижения» словесного образа вообще.

Проведенное исследование доказало, что тропофигура противоречия, выдвинутая профессором Л.А. Новиковым, имеет право на самостоятельное существование и должна быть включена как важнейший словесный : образ в общую систему изобразительных средств поэтического языка.

Предложенная модель лингвистического и поэтического изучения тропфигуры противоречия может быть использована при анализе поэтического противоречия как доминирующего приема в языке поэзии других авторов, в частности, М.Ю. Лермонтова, В. Вознесенского, В. Высотского, Р. Рождественского и др. поэтов.

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Copyright © 2000—2018 Алексей Мясников
Публикация материалов со сноской на источник.