3.2.6. Культонимы
Известно, что особый класс номинаций составляют теонимы — имена божеств1: Будда, Перун, Ярила; примыкают имена: пророк Магомет (Магомед, Мухаммед).
Отметим также теонимы, восходящие к славянской мифологии и демонологии: Водяной, Железняк-трава, Купала, Морена, Перун (2), Ярила. Вспомним начало стихотворения «Светосон», посвященного девушкам местечка Тойла:
Отдайте вечность за мгновенье,
Когда в нем вечности покой!..
На дне морском — страна Забвенья,
В ней повелитель — Водяной.ТБ. С. 80.
Водяного можно считать «одним из главных персонажей славянской демонологии, «хозяином» рек, озер, болот, других водоемов (...). В основе представлений восточных славян о водяном лежит древний культ воды, вера в её особенную силу, в таинственные её возможности.
Обитает «хозяин» на дне водоемов, обычно в омутах и под мельницами, где быстрина мутит воду»2. Северянинский Водяной вполне соответствует представлениям простых крестьян о неведомой и нечистой силе:
Лишь Водяной поднимет коготь,
Залентят нимфы хоровод
И так лукаво станут трогать
И щекотать просонок вод.ТБ. С. 80.
Обращает на себя внимание и другой персонаж славянской мифологии — Купала.
«Праздник Ивана Купалы (Иванов день) приходился на 24 июня (по старому стилю) — день солнцеворота, «макушку» лета, время пышного цветения растительности и торжества плодоносящей земли (...). Ночь на Купалу была посвящена культу растений. Считалось, что многие травы проявляют свои чудесные — магические, целебные свойства именно в эту ночь.
В купальском обряде роль мифологического обрядового существа играло дерево — его специально срубали накануне, украшали венками и цветами. Называли его Мореной, иногда — Купалой»3.
В стихотворении, посвященном А.К. Толстому, поэт упоминает имена известных славянских божеств:
Языческие времена Днепра,
Обряд жрецов Перуну и Яриле,
Воспламенив, поэта покорили,
Как и Ивана Грозного пора.Алексей К. Толстой, ТБ. С. 390.
Как известно, «Перуна не без оснований считают главным божеством языческого пантеона восточных славян (...).Перун — это прежде всего бог грозы (грома). В весенней грозе древний человек усматривал животворящий источник обновления земли, природы, отсюда — отсюда первостепенная роль Перуна»4. Если в приведенном выше стихотворном фрагменте имя славянского божества употребляется в прямом значении, то в другом отрывке представлен вариант метафоризации:
Вскрутите восторгов волшебные руны,
Со льдом раскаленным бокалы!
И вспыхнут в крови огневые Перуны,
Когда испарятся бокалы!..Почти газелла, ТБ. С. 91.
Широко известен был на Руси языческой и Ярила — бог весны, который «воплощал её плодоносные силы, приносил её с собою, от него зависел и её своевременный приход, и осуществление надежд крестьянина5».
В языке поэзии И. Северянина представлены достаточно широко культонимы (культовые имена) — духовные понятия христианства (монотеизм6).
— Антихрист (8 текстовых употреблений);
— Бог // Боже (90 текстовых употреблений), Божество, Божий;
— Богомать, Божья Матерь, Дева-Мать (3 употребления);
— Голгофа (4 употребления);
— Господь (19 текстовых употреблений);
— Демон (6 текстовых употреблений);
— Дух Святой / Светлый (7 употреблений);
— Евангелие (3 текстовых употребления);
— Иуда (2 текстовых употребления);
— Каин (2 употребления);
— Крест;
— Мадонна (3);
— Небо / Небесный;
— Пасха (2 текстовых употребления);
— Рай (3 текстовых употребления);
— Рождество (3 текстовых употребления);
— Христос (32 текстовых употребления);
— Эдем (4 употребления).
Помимо перечисленных выше примеров в текстах также однократно встречаются слова: Благодать, Грех, праздник Воздвиженья, Завет, Заря Воскреса, Крест, Мессия, пророк Илья, Сатана, Святитель, Содом, Спаситель, Творец, Троица, день Успения, Черт. Употребление теонимов и культонимов можно представить в виде таблицы:
Дохристианские именования 6 единиц | Христианские именования 41 единица | Нехристианские именования 2 единицы |
Имена славянских божеств: Перун, Ярила | 41 единица | Будда |
Именования, связанные с низшей славянской мифологией:
Водяной, Железняк-трава, Купала, Морена |
207 употреблений | Магомет |
Наиболее частотными в употреблении оказались слова: Бог // Боже (90), Иисус Христос (32), Господь (19). Важно заметить, что христианские именования реализуются в поэтическом языке И. Северянина в единстве противопоставлений:
О, Бог и Черт! Из вас ведь каждый прав!
Вы — символы предмирного контраста!
(...)
И в ком вас одинаково, тот благ:
Тот знает страсть, блаженство и страданья,
Тот любит жизнь, со смертью ждет свиданья.
И тот велик, как чародей, как маг!Гений Лохвицкой, ТБ. С. 274.
В явном преобладании культонимов «светлого» наполнения видится особый смысл духовной стороны поэтики Игоря Северянина, вспомним «Пасхальный гимн»:
Христос Воскресе! Христос Воскресе!
Сон смерти — глуше, чем спит скала...
Поют Победу в огне экспрессий,
Поют Бессмертье колокола.
Светло целуйте уста друга другу,
Последний нищий — сегодня Крез...
Дорогу сердцу к святому Югу! —
Христос Воскресе! Христос Воскрес!Пасхальный гимн, 1910, ТБ. С. 24.
И тем понятнее становится то смятенное состояние духа, что испытал поэт в эпоху бурных перемен, низложения тех устоев, в которых он была воспитан:
Мы призраками дуализма
Приведены в такой испуг,
Что даже солнечная призма
Таит грозящий нам недуг.Грядет Антихрист? не Христос ли?
Иль оба вместе? раньше — кто?
Сначала тьма? Не свет ли после?
Иль погрузимся мы в ничто?Конечное ничто, 1918, ТБ. С. 229.
Безусловно, духовный кризис, который переживал поэт на фоне исторических перемен, потребовал поиска и переосмысления тех истоков духовного, что лежали в плоскости художественного творчества. И в этой связи нельзя недооценить роли слов-символов, всегда присутствующих в поэтике И. Северянина, которая видится как целостный художественный мир, являющийся в индивидуально-языковом своеобразии.
Примечания
1. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П А. Леканта М., 1995. — С. 54.
2. Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди. С-Пб., 2001, С. 35—36.
3. Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди. С-Пб., 2001, С. 41—45.
4. Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди. С-Пб., 2001, С. 13—15.
5. Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди. С-Пб., 2001. — С. 21.
6. Русский язык (энциклопедия) / Под ред. Ю.Н. Караулова. М., 1997. — С. 289.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |