2.2. «Музыкальность» поэтического языка И. Северянина

Современники единодушно признавали своевременность события, каким стало появление на русской литературной сцене Игоря-Северянина, и видели в его успехе у публики примету умонастроений и вкуса эпохи: «Поэзия его современна. И вовсе не потому что в ней часто говорится об аэропланах, автомобилях, кокотках и тому подобном, а потому, что способ мыслить и чувствовать у Северянина именно таков, каков он у современного горожанина»1.

Светская непринужденность Северянина, а также воспетый им урбанизм на фоне буржуазной среды являются художественными элементами, функционально направленными на введение в область поэтики новых средств, способных преобразовать ее лексический и ритмический строй.

«Что он поэт — доказывает богатство его ритмов, обилие образов, устойчивость композиции, свои остро пережитые темы»2. В стихах Игоря Северянина присутствует гармоничное сочетание всех поэтических элементов: эмоционально-образного, логического и ритмического.

Весь комплекс используемых, а подчас и специально создаваемых языковых средств объединяется «стремлением к усилению энергии, экспрессивности речи, к повышению ее образности»3.

К. Паустовский, побывавший на поэзоконцерте И. Северянина, позже вспоминал: «В этом была своя магия, в этом пении стихов, где мелодия извлекалась из слов, не имевших смысла. Язык существовал только как музыка. Больше от него ничего не требовалось»4.

Сам Северянин говорил: «А пишу я стихи без всяких черновиков — как выпелось, так и хорошо»5. Он различал поэтов и стихотворцев, замечая, что начинающих поэтов не бывает, начинают стихотворцы, а для поэта: «Писание стихов — это приятная забава, это как птичье пение, от радости бытия, от большого счастья...»6.

Язык и музыка в исследовании языка Игоря Северянина тесно соприкасаются. Поэтичность языка этого художника слова подчас берет свои истоки в области музыкального, и это далеко не случайно. Музыка всегда присутствовала в жизни поэта, но более всего он любил оперу, часто там бывал.

Его произведения буквально изобилуют поэтонимами, связанными с музыкальной жизнью того времени: Акцери (псевдоним русской певицы Ирецкой Н.А.), Мариинский театр, опера «Миньон» Амбруза Тома, Е.К. Мравина (Мравинская), Н.А. Римский-Корсаков и др. О своих музыкальных пристрастиях поэт писал: «Да, я люблю композиторов самых различных: и неврастеническую музыку Чайковского, и изысканнейшую эпичность Римско го-Корсакова, и божественную торжественность Вагнера, и поэтическую грацию Амбруаза Тома, и волнистость Леонковалло, и нервное кружево Маснэ, и жуткий фатализм Пуччини, и бриллиантовую веселость Россини, и глубокую сложность Мейербера, и... сколько могло быть этих «и»!»7

Следует добавить, что в РГАЛИ хранятся ноты ко многим романсам, написанным на стихи Игоря Северянина, а на титульном листе романса «Ты ко мне не вернешься...» есть запись: «Слова и напев И. Северянина. Посвящается С.В. Мирской к её выступлению на экране в кино-поэзе Игоря Северянина...»8. Вообще, сам поэт признавался, что «благодаря оперной музыке... мое творчество стало развиваться на двух основных принципах: классическая банальность и мелодическая музыкальность...»9.

Один из современных критиков поэта вспоминал: «Он умеет быть протяжно-мелодичным... Или напряженно-напевным, восторженно звонким (...) умеет заставить свой стих звучать тихой жалобой, наподобие струн, прижатых сурдинкой (...) грубовато-забористый, стремительный praessto плясовой (...) — или бойкую скороговорку наивно-тривиальной гармоники (...) — или выкрики уличных разносчиков (...) то звонко-переливчатые, то дробно-рассыпчатые»10.

В. Рождественский так вспоминал о выступлении Северянина: «Заложив руки за спину или скрестив их на груди около пышной орхидеи в петлице, он начинал мертвенным голосом, все более и более нараспев, в особой, только ему одному присущей каденции с замираниями, повышениями и резким обрывом стихотворной строки разматывать клубок необычных, по-своему ярких, но очень часто и безвкусных словосочетаний. Через минуту он всецело овладевал настороженным вниманием публики, из мерного полураспева выступал убаюкивающий, втягивающий в себя мотив, близкий к привычным интонациям псевдоцыганского, салонно-мещанского романса. Не хватало только аккордов гитары. Заунывно-пьянящая мелодия получтения-полураспева властно и гипнотизирующе захватывала слушателей. Она баюкала их внимание на ритмических волнах все время модулирующего голоса...»11.

Действительно, Северянин из тех поэтов, для которых творить — это значило изливаться в напевах, создавая неповторимую мелодию поэзии. Интересно, что даже в названиях своих произведений поэт использует музыкальную терминологию.12

Это смешение музыкального и поэтического буквально подтверждает мысль о том, что «средства музыкальной выразительности, служащие для передачи эмоций, имеют общую природу со средствами эмоциональной выразительности речи и пения»13. Потенциальная музыкальность поэтического языка И. Северянина вполне реализовывалась в авторском исполнении произведений, производя на публику поистине неизгладимое впечатление: «Ведь и вправду изысканны его стихи, — вспоминал современник поэта, — бесспорно, Северянин — виртуоз из виртуозов, изящный, искрометный, певучий, он почти музыкант, композитор; многие из его поэз вызывают в сознании мелодию — недаром сам он их не читает, а поет»14.

Примечания

1. http://severyanin.narod.ru/hodas-flit.htm С. 9 из 12 по кн.: Ходасевич В. Игорь Северянин и футуризм. 1914.

2. Гумилев Н. Из «Писем о русской поэзии» / В кн.: Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания. М., 2000. — С. 270.

3. Критика о Игоре Северянине, М., изд-во Пашуканиса. — 1916. — С. 65.

4. http://severyanin.narod.ru/venok.html С. 8 из 11.

5. Борисов Л И. За круглым столом прошлого. Воспоминания. Л., 1971. — С. 105.

6. Там же. С. 105.

7. Северянин И. Образцовые основы // Северянин И. Тост безответный: Стихотворения. Поэмы. Проза. М., 1999. — С. 480.

8. РГАЛИ, ф 1152 оп. 1. ед. хр. 46 л.л. 1—2.

9. Северянин И. Образцовые основы // Северянин И. Тост безответный: Стихотворения. Поэмы. Проза. М., 1999. — С. 480.

10. Шмидт В. Игорь Северянин // Критика о творчестве Игоря Северянина. М., 1916. — С. 81.

11. http://severyanin.narod.ru/vospom.htm. С. 7 из 8.

12. Теория версификации, РГАЛИ, ф. 1152, оп. 1, ед. хр. 12.

13. Морозов В.П. Особенности акустических средств выражения эмоций в вокальной речи и некоторые аспекты проблемы языка эмоций / Речь, эмоции и личность. Л., 1978. — С. 139.

14. Полонский В.П. Игорь Северянин // Тверская жизнь, 1914, № 28. См.: РГАЛИ, ф. 1328, оп. 4, ед. хр. 1.

Copyright © 2000—2024 Алексей Мясников
Публикация материалов со сноской на источник.