На правах рекламы:

Болт анкерный с гайкой гост болт фундаментный гост 24379.1 80 www.spbatlanta.ru.

Выводы

Суммируя вышесказанное, отметим, что при рассмотрении понятия экспрессивности мы исходим из теоретических положений, выдвинутых в работах отечественных и зарубежных лингвистов: В.В. Виноградова, Е.М. Галкиной-Федорук, Е.М. Вольф, Н.А. Лукьяновой, В.И. Шаховского, И.В. Арнольд, К. Бюлера, Р. Якобсона, Ш. Балли, Я. Мукаржовского и др.

На основании анализа лингвистических источников в главе 1 данного исследования мы предполагаем определить экспрессивность как такое свойство текста или части текста, которое передает смысл с увеличенной интенсивностью, выражая внутреннее состояние говорящего, и имеет своим результатом эмоциональное или логическое усиление, которое может быть, а может и не быть образным (И.В. Арнольд).

Экспрессивность поэтической речи понимается нами в контексте эмоционально-оценочной целостности, поскольку исследование протекает в рамках языка поэтического, где предметом изображения становятся подчас чувства, переживания, ощущения лирического героя; это позволяет говорить о субъективности поэтического пространства художника слова.

Принимаются во внимание терминологические уточнения относительно содержания понятий эмоциональности (понимается как психологическая характеристика личности, состояния, качеств и уровня её эмоциональной сферы) и эмотивности (подразумевается характеристика языковых средств, специально предназначенных для усиления эмоциогенности содержания)1. Но поскольку объектом лингвистического изучения подчас становятся языковые факты лирики И. Северянина, мы допускаем в аналитическом контексте использование понятия эмоциональности.

Также следует иметь в виду, что выражение авторской экспрессии опирается как на средства системной экспрессивности, так и контекстуальной. Намеренное использование определенных языковых средств для усиления выразительности обусловлено их наличием в языке. В общем, любая языковая единица потенциально экспрессивна, однако проявление экспрессии возможно лишь в соответствующем контексте, что оказывается тесно связанным с явлением семантического осложнения.

Для семантически осложненного слова в художественном пространстве характерно совмещение значений, формирующее тот эффект «смысловой емкости» (Д.Н. Шмелев), который постоянно обращает на себя внимание исследователей языка художественной литературы. И в этом аспекте наше исследование будет протекать вполне в русле лингвистических исследований языка художественной литературы.

Примечания

1. Человеческий фактор в языке: языковые механизмы создания экспрессивности. М., 1991. — С. 184—186.

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Copyright © 2000—2018 Алексей Мясников
Публикация материалов со сноской на источник.