На правах рекламы:
• Прием паломников в С-Петербурге - хирург Екатеринбург.
• образец заявления на возврат страховки . Внимание! Защитите себя от мошеннических действий при оформлении заявления на возврат страховки жизни и здоровья! Участились случаи мошеннических действий со стороны третьих лиц, предлагающих оформить отказ от страховки после получения кредита на платной основе, в итоге клиент может получить неполный возврат стоимости страхования.Предрейсовый осмотр Воронеж
Георгий Адамович. Литературные заметки
Игорь Северянин. Медальоны. Сонеты. Белград, 1934
Странная мысль пришла в голову Игорю Северянину: выпустить сборник «портретных» сонетов, сборник, где каждое стихотворение посвящено какому-либо писателю или музыканту и дает его характеристику... Книга называется «Медальоны». В ней — сто сонетов. Получилась своего рода галерея, в которой мелькают черты множества знакомых нам лиц, от Пушкина до Ирины Одоевцевой.
Если бы не заголовок, узнать, о ком идет речь, было бы не всегда легко. Портретист Игорь Северянин капризный и пристрастный, да, кроме того, ему в последнее время стал как будто изменять русский язык, и разобраться в наборе слов, втиснутых в строчки, бывает порой почти невозможно. Надо, во всяком случае, долго вчитываться, чтобы хоть что-нибудь понять. А смысл вовсе не столь глубок и за труд не вознаграждает.
Приведу для примера две заключительные строфы сонета-медальона, посвященные Арцыбашеву:
Людей, им следовать не приглашая,
Живописал художник, чья большая, —
Чета не вашим маленьким, — коряВас безукорно, нежно сострадая,
Душа благоуханно-молодая
Умучена законом дикаря.
Очевидно, «большая» во второй строке относится к «душе» в строке пятой. А я все читал «большая коря», и, принимая эту загадочную «корю» за какой-то северянинский неологизм, пытался постичь его значение.
Автор «Медальонов» настроен то восторженно, то насмешливо. Восторги относятся большей частью к славным предкам и предшественникам. Насмешки — к современникам. Лишь к немногим из них Игорь Северянин обращается с комплиментами. По прихотливости поэта в это число включены не только Бунин и Куприн, но и Пантелеймон Романов:
В нем есть от Гамсуна, и нежный весь такой он...
Марина Цветаева — «беспочвенных безбожников божок» и удивляет таким «задорным вздором»,
что в даме — жар и страха дрожь — во франте...
Гиппиус:
Ее лорнет надменно-беспощаден,
Презрительно блестящ ее лорнет...
Андрей Белый:
Он высится не то что обелиском,
А рядовой коломенской верстой.
Пастернак:
Не отношусь к нему совсем никак.
Им восторгаются — плачевный знак.
Состряпанное потною бездарью
Пронзает в мозг Ивана или Марью,
За гения принявших заурядь.
Перелистать книжку все-таки довольно забавно.
Разумеется, поэзии или хотя бы мастерства в ней не много. Правильнее всего отнести «Медальоны» к области курьезов. С этой оговоркой, надо признать, что в сборнике попадаются отдельные меткие словечки и острые, неожиданные определения. Каждая страница вызывает улыбку. К сожалению, только улыбка эта обращена порой на самого автора, вместо его жертвы, и в авторском замысле, так сказать, не была предусмотрена.
В заключение, два «недоуменных» слова: лет двадцать тому назад явился в нашей литературе новый большой поэт... Над ним много смеялись — и по заслугам. Его во многом упрекали — и совершенно справедливо. Но почти никто из признанных тогдашних ценителей искусства не сомневался в исключительном даре пришельца, — ни Брюсов, ни Сологуб, написавший к первой книге Северянина предисловие, ни Гумилев, с какой-то скрыто-восторженной враждебностью за ним следивший, ни даже Блок. Все верили, что Северянину надо «перебродить», все надеялись, что рано или поздно это произойдет, и тогда талант поэта засияет чистым и прекрасным блеском.
Но этого не произошло. Надеяться и ждать теперь уж слишком поздно. «Громокипящий кубок» так и остался лучшей северянинской книгой, обещанием без свершения.
<1934>
Комментарии
Впервые: Последние новости. Париж, 1934. 29 марта.
Адамович Георгий Викторович (1892—1972) — поэт, литературный критик. Учился в Петербургском университете, входил в Цех поэтов. Летом 1923 г. эмигрировал, стал ведущим критиком выходившего в Париже журнала «Звено», а затем — газеты «Последние новости».
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |