Критика о творчестве Игоря Северянина

Книга, в которой из «всего невероятного количества газетных и журнальных статей» о поэте дано «несколько характерных моментов Северянинского «успеха»», вышла в свет в 1916 г. в издательстве В. В. Пашуканиса и стала важным этапом в осмыслении творчества поэта.

Северянин задумал издать эту книгу, скорее всего, невольно подражая Сологубу, которого считал «самым изысканным из русских поэтов». Книгу «О Сологубе. Критика, статьи и заметки» (СПб., 1911) издала жена Ф. Сологуба — А. Н. Чеботаревская. Вскоре, в октябре 1912 г., Северянин познакомился с Сологубом, который стал ему самым близким из современников после К. М. Фофанова.

Однако книга о Северянине существенно отличалась от книги о творчестве Сологуба, которая составлена только из положительных отзывов. В «Критике о творчестве Игоря Северянина» представлена «вся гамма критических отношений от самого восторженного и до резко отрицательного, граничащего с простейшей руганью». Кроме того, издатель книги В. В. Пашуканис счел необходимым предложить трем авторам, В. Я. Брюсову, С. П. Боброву и Р. Ф. Брандту, подготовить специальные статьи для этого издания.

Валерий Брюсов, отзывами которого «в значительной степени был создан успех Северянина», дал их окончательную сводку в особой статье, открывающей сборник. С. П. Бобров в статье «Северянин и русская критика» представил «историю отношений Северянина и критики», обобщив наиболее характерные отзывы (упомянуто около ста публикаций). «Их много, этих листков, — замечал С. Бобров. — Их такая масса, что, если бы перепечатать все, — вышло бы томов десять хорошо убористой печати». Известный славист, московский профессор Р. Ф. Брандт, человек старшего поколения, написал филологическое исследование о словотворчестве Северянина.

Книга открывалась портретом Северянина в духе Оскара Уайльда и «Автобиографической справкой» (см. первый раздел наст, книги). В центральном разделе «Рецензии» помещено четырнадцать работ, в том числе A. Измайлова, 3. Гиппиус (под псевд. А. Крайний), Иванова-Разумника, B. Гиппиуса, А. Амфитеатрова.

Неудивительно, что вскоре появилась критика «Критики о творчестве Игоря Северянина». Рецензируя книгу, Борис Гусман справедливо заметил множество противоречий не только разных критиков в оценке одних и тех же стихотворений (напр., «Очам твоей души» в рецензиях Амфитеатрова и Иванова-Разумника), но и в оценках одного и того же критика (ср. отзыв В. Брюсов о сб. «Громокипящий кубок» — «истинная поэзия» и «недурные стихи») и пришел к выводу, что «господа критики не выдержали очной ставки».

«...Игорь Северянин со своими необычными успехами, взлетами и падениями явился блестящей, совершенно исключительной мишенью для этих близоруких охотников. Это состязание с удивительной ясностью доказало, что только любовь или ненависть должны руководить пером критика. Сухая объективность, серое беспристрастие оказались для критика путеводителями совершенно непригодными».

На самом деле, очная ставка критиков явила не столько лицо самой критики, сколько противоречивую, сложную и новаторскую поэзию молодого мастера, творчество которого в самом начале его пути стало предметом сотен критических откликов и научных изысканий.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Copyright © 2000—2017 Алексей Мясников
Публикация материалов со сноской на источник.