2.13. Новообразования-существительные, созданные способом рифмованного сложения (гендиадис)
Гендиадисом называется окказиональная разновидность сложения, заключающаяся в рифмовке составляющих компонентов [Янко-Триницкая, 1968; Николаев, 1986; Изотов, 1996]. Новообразования, созданные способом рифмованного сложения, называют «повторы-отзвучия», «эхо-конструкции» и т. д. В.П. Изотов в своей кандидатской диссертации на материале русской современной драматургии 70—80-х годов XX века выделил 5 разновидностей гендиадиса [1990], а в монографии «Параметры описания системы способов русского словообразования» отметил 9 типов рифмованного сложения [Изотов, 1998:49—52].
В поэзии И. Северянина рифмованное сложение можно иллюстрировать двумя примерами: метёлка — самомёчка, речка — быстротечка. Оба новоообразования, по нашему мнению, относятся к первой разновидности гендиадиса, когда рифмующиеся компоненты являются знаменательными (полнозначными) то есть сохраняющими своё языковое значение; отметим, что второй компонент обоих новообразований представлен окказиональными сложно-суффиксальными существительными. Этот тип рифмованного сложения наиболее близок собственно сложению, поскольку и здесь имеет место сложение двух смыслов, к которым добавляется дополнительный смысл, образующийся от сложения двух смыслов; кроме того, в этом случае нужно говорить ещё и о дополнительном «рифменном» смысле, который делает эту разновидность гендиадиса более выразительной в плане экспрессивности и эмоциональности, чем при собственно сложении [Изотов, 1998:49].
Завершая описание новообразований-существительных, созданных неузуальными способами, нельзя не сказать о «герминотворчестве» И. Северянина. По мнению В.Н. Виноградовой, «по аналогии с словом поэза И. Северянин создал слово Героиза (название стихотворения), где — з — выступает уже как окказиональный суффикс, и соловьиза — я — соловей, свои стихотворения я называю соловьизы. В другом случае название стихотворения имеет подзаголовок интуитта (по аналогии с канцонетта, ариетта, а также с окказионализмом И. Северянина поеметта). От суффикса -етта- в слове интуитта осталось только -та-» [Виноградова, 1995:96].
Отбирая фактический материал из текстов стихов И. Северянина, мы тоже отметили указанные новообразования, добавив ещё одно — лириза: героиза (176), интуитта (174), лириза (144), поеметта (120), соловьиза (240). Если, по вышеизложенной версии, с которой мы в целом согласны, новообразования героиза / герой — героическая поэза, соловьиза / соловей — так поэт называет свои стихи или «Петь соловьизы, как псалмы, Петь, как умеем только мы: Благоговейно, вдохновенно (240); интуитта / интуит небольшая поэза, основанная на интуиции (проницательности); поеметта / поэма — маленькая поэма образованы суффиксальным способом словообразования, то окказионализм лириза имеет множественную мотивацию: во-первых, производной базой может служить существительное лирика, и тогда мы имеем дело с субституцией (заменой произвольно вычленяемого сегмента сегментом) — лириза (вместо лирика); во-вторых, лириза может быть образовано контаминацией, точнее, её разновидностью телескопией: лирическая поэза — лириза. Кстати сказать, и окказионализм героиза можно мотивировать словосочетанием героическая поэза — героиза, где способ образования также телескопический.
Кроме описанных новообразований-терминов И. Северянин создал и другие, например: ассо-сонет (подзаголовок, 148); Диссона (118); Газелла (169, 304), Дизель (303); Кэнзели (104, 279); миньонет (82, 102); Рифмодиссо (275); Рондели (170, 50); «Рондель белой ночи» (248); Триодиссона (202): ассо-сонет (148) — одна из 10-ти строфических форм, изобретённых поэтом, что буквально означает «сонет с неполной рифмой». Окказионализм образован слиянием усечённой первой основы ассонанс и второй полной основы сонет; Газелла (169, 304) — название стихотворения образовано от газель с помощью суффикса -л-; Дизель (303) — форма стихотворения, изобретённая И. Северяниным. Новообразование создано, по нашему мнению, субституцией: дизель (вместо газель): Диссона (118) — стихотворение, основанное на диссонансе, несозвучии; новообразование создано способом конечного усечения производящей базы (элиминированием) слова диссонанс: Кэнзели (104, 279) — одна из 10-ти изобретённых И. Северяниным стихотворных форм, состоит из трёх пятистиший, уходит корнями во французскую поэзию; новообразование, вероятно, создано заменительным словообразованием (субституцией): кэнзель (вместо газель): Миньонет (82, 102) — одна из 10-ти изобретённых поэтом строфических форм, которые определены в его неопубликованном труде «Теория версификации»; рукопись хранится в ЦГАЛИ [Северянин, 1988:448]. Новообразование мотивировано словами миньон и сонет: буквально означает маленький сонет, образовано контаминацией (телескопией): миньонет — миньон + сонет. Отметим, что стихотворение «Это было у моря» имеет подзаголовок поэма-миньонет, в котором поэт, по всей вероятности, содержание (суть) маленького сонета поднимает до уровня поэмы; Рифмодиссо (275) — стихотворение с неточными рифмами, буквально значит «разлад в созвучии». Новообразование мотивировано словами рифма (созвучие) и лиссонанс (разлад), значения которых взаимоисключают друг друга, и создано способом сложения с усечением основы второго компонента; Рондель (50, 170, 248) — форма стихотворения, состоящая из 13 строк (два четверостишия и пятистишие) на две рифмы, сложилась ещё в западноевропейской литературе средних веков и Возрождения. Рондель (вместо газель) создано способом субституции. Значение новообразования соответствует первому значению слова рондо, например, в стихотворении «Рондель белой ночи» (50) главная тема «сегодня волны не звучат» повторяется три раза, ей противопоставлены три побочных темы: английская эскадрилья, плывущая из Ревеля в Кронштадт; кутающаяся в мантилию возлюбленная, стоящая на балконе и откусывающая шоколад, и лирический герой, который ленится сбежать к воде, сожалея об отсутствии крыльев, при этом он объят странной немотой и жутью, поскольку «волны сегодня не звучат». Таким образом поэт показывает, как любовь уходит из сердца лирического героя, так как «незвучащие волны» — и есть уходящая любовь; Триодиссона (202) — стихотворение, написанное тремя трёхстишиями, основано на диссонансе, несозвучии. Новообразование создано способом слияния двух основ с усечением второй основы: триодиссона — трио + диссонанс.
Как показали наблюдения над новообразованиями-терминами, большинство из них (6 ед.) образованы неузуальными способами: субституцией (4 ед.), элиминированием (1 ед.), телескопией (1 ед.), 3 ед. образованы смешанными способами: слиянием с усечением основы (2 ед.), сложением с усечением основы (1 ед.); 5 ед. новообразований-терминов созданы суффиксальным способом, в качестве словообразовательных формантов выступают окказиональные суффиксы -з-; -л-; -етта-; -та-.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |