Выводы

1. В основе создания поэтических неологизмов Северянина лежат эстетическая и сенсорно-гедонистическая оценки: златоприческая, гномный, олунить (зрительный модус), наликерить, обананася (вкусовой модус), амбруазный, шелестно, виолончелить (слуховой модус) и др.

2. При образовании окказионализмов авор использует иронический концептуальный прием «совместимость несовместимого» прежде всего в новообразованиях оксюморного типа ядосмех, палач-эстет, смертожизнь, мучитель-мученик и др.

3. Оригинальный деривационный словарь Северянина обогащается окказионализмами высокой стилевой окраски: светозарь — светозарить — осветозарить, эксцессер — эксцессерка — эксцессный — эксцессно и др.

4. Насыщение поэтических текстов Северянина окказионализмами (118 новообразований на 3 тысячи единиц узуальной лексики) отражает его центральную творческую установку — совершенствование поэтического языка, которому тесно в рамках узуальной лексики. Перенасыщенность одного поэтического текста новообразованиями свидетельствует о дисгармоничности поэтического языка, которая характеризует все творчество этого самобытного художника русского слова.

5. Сочетание несочетаемого реализуется в окказиональном творчестве применением узуальных моделей словообразования при сочетании в них формантов неузуального характера: глагольные морфемы присоединяются к основе существительного — окалоштиь, опетлить, омолнить, орезедить, ороокфорить и др.; суффиксы прилагательных присоединяются к основе существительного: мартный, мозгный, гномный, улыбный и др.; суффиксы наречия присоединяются к существительному — майно (от май), мольно (от моль), фантазно (от фантазия), негно (от нега), то есть в производном слове сочетаются «несочетаемые» производные основы и форманты.

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Copyright © 2000—2018 Алексей Мясников
Публикация материалов со сноской на источник.