Осанка человека — факторы и способы корректировки

Осанка — это взаимное расположение частей тела (руки, ноги, голова, таз, и так далее) и внутренних органов (почки, печень, и так далее) относительно друг друга.

Неправильная осанка — это когда части тела или внутренние органы смещены относительно своего физиологически оптимального положения. Нарушение осанки не считается болезнью, но при этом является предвестником и очень часто характерным признаком многих болезней. Плохая осанка существенно ухудшает работу внутренних органов и систем человека.

Например, при сутулой спине — сердцу приходится биться в тесной грудной клетке, перемещенные вперёд плечи не дают развернуться лёгким. При кругловогнутой спине (живот выпячен вперёд, мышцы пресса растянуты), все органы брюшной полости смещены с оптимального положения.

Если у человека плоская спина — уменьшаются амортизационные возможности позвоночника что приводит к постоянным встряскам головного мозга и как следствие — повышенная утомляемость, головные боли, нарушения памяти и внимания. Основы правильной или неправильной осанки закладываются в детском возрасте с того момента как ребёнок начинает ползать.

Примерно до 2—3 лет позвоночник практически у всех детей развивается нормально, согласно естественным законом. Но, к сожалению, в этот отлаженный процесс вмешиваются взрослые со своими окриками и командами: «не вертись», «не прыгай», «посиди спокойно» и так далее. Если эти требования настойчивы и ребёнку приходится их выполнять, то нормальному развитию позвоночника приходит конец.

Рассмотрит 3 основных причины влияющих на формирования позвоночника и всей осанки у ребёнка.

1. Спать ребёнок должен на ровной кровати с жёстким основанием, мягким нетолстым матрасом и желательно со специальной ортопедической подушкой. При таких условиях во время сна сохраняются физиологич еские изгибы позвоночника, что уменьшает риск развития нарушений осанки. Желательно чтобы ребёнок спал на спине или на боку, а не на животе или свернувшись калачиком.

2. Усаживая ребёнка заниматься за столом, надо создать ему благоприятные условия для учёбы. Столешница должна находиться на уровне солнечного сплетения. Под ноги надо поставить скамеечку такой высоты, чтобы они не болтались в воздухе, но при этом и не поднимались вверх — бёдра должны лежать на сиденье принимая часть веса тела. Ребёнок должен сидеть с равномерной опорой на обе ноги и ягодицы, грудь при этом почти вплотную прижата к столу.

3. Ребёнок дошкольного и младшего школьного возраста должен двигаться столько сколько ему хочется. Сейчас много говорят о взрослой гиподинамии, но у многих современных детей та же проблема — они мало двигаются. Ребёнок намного больше устаёт, когда он находится в неподвижной позе, чем когда он двигается.

Поэтому чем больше ребёнок двигается, тем меньше шансов, что у него в будущем будут проблемы с осанкой. Контролировать и стимулировать развитие осанки лучше всего с помощью специальных упражнений способствующих симметричному развитию мышц спины.

Упражнения подбираются индивидуально, в зависимости от состояния позвоночника и делает это специалист. Очень важна роль родителей — контроль за правильным и ежедневным выполнением упражнений.

Задача родителей не мешать естественному и правильному формированию позвоночника, но при этом обязательно надо контролировать этот процесс. Коварство любых нарушений осанки заключается в том, что они начинают давать о себе знать болевыми ощущениями только, когда проблема уже полностью сформирована.

Поэтому если в позе или движениях ребёнка начинают появляться неестественные элементы надо в первую очередь обратиться к соответствующему врачу. Чтобы родителям было легче контролировать ситуацию, приведём описания нормальной осанки различных возрастных групп детей.

Нормальная осанка детей дошкольного возраста

Грудная клетка симметрична, нижние рёбра не выпирают, плечи не выступают кпереди, лопатки слегка выступают назад (это более заметно на внутренней стороне лопаток). Живот немного выдаётся вперёд. Остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины. Нормальная осанка детей школьного возраста. Плечи расположены горизонтально, лопатки должны уже быть прижаты и не выступать.

Физиологические изгибы позвоночника (шейный, грудной и поясничный отдел) выражены умеренно. Выпячивание живота уменьшается, но, тем не менее, брюшная стенка расположена кпереди от грудной клетки. Правая и левая половина туловища при осмотре симметричны.

Признаки нормальной осанки юношей и девушек

Остистые отростки позвоночника расположены на одной вертикальной линии, ноги выпрямлены. Лопатки прижаты к спине и находятся на одном горизонтальном уровне. Грудная клетка симметрична, молочные железы у девушек и соски у юношей находятся на одном уровне. При свободно опущенных руках просвет между руками и туловищем хорошо заметен и симметричен. Живот плоский втянут по отношению к грудной клетке. Физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, у девушек подчёркнут поясничный лордоз, у юношей — грудной кифоз.

Если осанка уже нарушена, её можно исправить, но сделать это получится только до 14—15 летнего возраста.

Для этого надо.

1. Чтобы специалист подобрал соответствующие корректирующие упражнения, и естественно их надо выполнять ежедневно. Обычно рекомендуют три вида упражнений: для растягивания позвоночника, увеличения гибкости и силы мышц спины.

2. Обязательно следить за расположением частей тела и состоянием позвоночника в течение дня — во время учёбы, работы, выполнения домашних дел.

Для того чтобы контролировать сос тояние спины и позвоночника в зрелом возрасте надо ещё добавить регулярные (два раза в году) курсы массажа. Позвоночник обладает большим запасо м прочности и может длительное время выдерживать неблагоприятные внешние нагрузки, а если ему ещё помощь в этом соответствующей профилактикой, то можно до преклонных лет сохранить правильную осанку.

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Copyright © 2000—2019 Алексей Мясников
Публикация материалов со сноской на источник.