О сближении западной и восточной культур на примере СССР

Восток и Запад на протяжении всей истории существования человеческой цивилизации сформировали два принципиально различных по качественным характеристикам течения.

Нельзя отрицать, что эти направления хотя и разнородные, имеют много общего. Но именно различия дополняли, разнообразили и обогащали культуру наций.

Разумеется, если рассматривать эту проблему в масштабе всей планеты, то человеческая цивилизация не ограничивается делением только на восточную и западную ветви, а включает в себя и другие, заслуживающие внимания. К ним относятся: цивилизация Американского континента, майя, инков, ацтеков, а также цивилизации Африки. Однако все они гибли, едва пройдя период расцвета, поскольку не имели контактов с другими, качественно отличными цивилизациями.

В этой связи, вероятно, можно задаться вопросом: допустимо ли наличие таких понятий, как «восточная цивилизация» и «западная цивилизация», с точки зрения различия их содержания? Я согласен с подобной постановкой вопроса и даже, более того, считаю, что именно в этом заключается сущность понятий «восточная цивилизация» и «западная цивилизация».

Возьмем, к примеру, понятие «восточная цивилизация»: оно включает в себя такие специфические цивилизации, как цивилизации Дальнего Востока, в том числе китайскую, цивилизацию Индии, Древней Персии и т. д. Понятие «западная цивилизация» также многопланово, включает в себя широкий диапазон цивилизаций от Древней Греции и Рима, средневекового христианства до цивилизаций нового и новейшего времени, представляющих культуру Франции, Германии, России, Испании, Италии и т. д.

Рекомендуем:

This online course will be helpful for what is sap beginners and for IT managers who haven't got much time to read documentation containing thousands of pages, but who want to obtain information about SAP in a couple of hours. In this course you can find the main information about the SAP AG Company, its history, the main products of SAP AG, and SAP ERP with a description of the main modules. There is also information about a typical SAP implementation project, its phases, a typical project team chart, the system landscape and the typical SAP support process.

Однако в основе понятия «Восток» лежат тесные связи (издревле возникшие из общих национальных истоков) народов, проживавших между Персией и Индией. Здесь заложена глубокая общность сознания, корни которой восходят к возникшему в Индии и распространившемуся в Китай и Японию буддизму.

А с другой стороны, понятие «Запад» включает в себя унаследованные средневековой Европой достижения греческой и римской культур в совокупности с христианством.

Так или иначе «Восток» и «Запад», отношения между которыми слагались как из соперничества и противостояния (например, греко-персидская война), так и взаимодействия (пример — империя Александра Македонского), достигли высокого уровня развития в процессе непрекращающегося взаимного влияния культур, которое привело к развитию астрологии, техники производства бумаги и т. п.

И сейчас многому может учиться Запад у Востока, а Восток у Запада. Это ведет к тому, что общечеловеческая культура все больше обогащается.

С этой точки зрения необходимо признать особо важное положение Советского Союза. Ведь именно эта огромная страна, расположенная на «Востоке» и «Западе», объединяет народы западной и восточной цивилизаций. На территории США также проживают представители различных наций и культур, но лишь Советский Союз географически расположен на Западе и на Востоке.

Среди населения 15 республик, входящих в состав Советского Союза, кроме русских, есть еще представители нескольких десятков других национальностей. В Японии хорошо знают, что в Советском Союзе проживают украинцы, казахи, киргизы, татары, евреи и представители многих других национальностей.

В прошлом царская Россия на протяжении своей истории увеличивала свою территорию, объединяя и угнетая многочисленные народы. После Октябрьской революции, вероятно, русские объединили вокруг себя другие народы. В этой связи хотелось бы знать, какую политику проводит Советское правительство в отношении других наций.

Вы затронули исключительно важную, с моей точки зрения, проблему — национальный вопрос. С момента возникновения Советского государства этой проблеме неизменно уделяется большое внимание. Сразу после революции II Всероссийский съезд Советов провозгласил образование Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), которая и стала прообразом СССР. Одним из первых наших законодательных документов явилась Декларация прав народов России (2.11.1917); она провозгласила отмену всех национальных привилегий и ограничений, равенство и суверенитет всех населявших бывшую Российскую империю народов и народностей.

Это были очень важные революционные преобразования. Судя по литературным произведениям, в дореволюционной России малые народы часто восставали — свидетельство того, что их жестоко угнетал царизм.

По переписи 1897 года в России, помимо русских, насчитывалось 145 различных наций и народностей, национальных и этнических групп. Они составляли около 57 процентов населения. Царизм не только ущемлял права нерусских, но и натравливал их друг на друга. Особенно тяжело приходилось людям, жившим на окраинах государства -в Средней Азии, на Кавказе, в районах Крайнего Севера. Народы этих районов испытывали на себе двойной гнет — со стороны русской и местной знати. На окраинные районы приходилось четыре пятых территории бывшей России и лишь около восьми процентов промышленных мощностей.

Основной части нерусского населения запрещалось издавать на своем языке книги и газеты, вести на нем обучение. Многие народности вообще не имели письменности.

Подавление прав национального меньшинства проявлялось и в религии. Все привилегии находились в руках русской православной церкви, в то время как католическая и иудейская религии, мусульманство и буддизм всячески ущемлялись в правах.

В 1917 году Совет Народных Комиссаров выступил с обращением к иноверцам, в котором верования и обычаи всех национальностей объявлялись свободными и неприкосновенными.

По моему мнению, гарантия свободы вероисповедания — это одно из главных условий существования личности при любой государственной системе. Ибо именно свобода вероисповедания лежит в основе духовной свободы личности. Если свобода вероисповедания подавляется, то обязательно нарушаются свобода слова, свобода печати, свобода собраний.

Вскоре после Октябрьской революции был принят Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, который лежит в основе всего советского законодательства по религии. Пропаганда ненависти и вражды в отношении верующих людей, преследование их за религиозные убеждения всегда карались и караются со всей строгостью.

Принятая в 1977 году Конституция СССР сохранила идеи и принципы предыдущих советских Конституций — 1918, 1924 и 1936 годов. В 52-й статье Конституции 1977 года, в частности, говорится: «Гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду».

Я слышал, что некоторые малые народы СССР исповедуют буддизм ламаистского направления. Однако в прошлом буддизм махаяны процветал на весьма обширных территориях.

В 1975 году я получил в дар копию хранящейся в Ленинградском отделении Института востоковедения АН СССР «Сутры Лотоса» из коллекции Петровского. Я слышал, что в Советском Союзе уже более ста лет ведется активное изучение буддизма. Центр изучения находится в Ленинграде. Буддизм оставил много ценных письменных памятников — сутр (сочинений). Классической среди них считается «Сутра Лотоса», и прежде всего потому, что в «Сутре Лотоса» проповедуется возможность для любого человека достичь состояния Будды.

Этого состояния можно достичь, вникнув в суть объективно существующего закона, который включает единое понимание Вселенной и человеческой личности. Проникновение в суть закона на основе единства понимания Вселенной и человеческой личности позволяет обрести состояние высшего «Я» в безграничном пространстве Вселенной. Сакья Муни и был человеком, обретшим высшее «Я». Он изучал и проповедовал закон, следуя которому все люди могут достичь состояния, которого достиг он. Он оставил много поучений, но основной закон им раскрыт в «Сутре Лотоса».

Ценность «Сутры Лотоса» заключена еще и в том, что она является классическим «сводом законов», в котором собраны и объяснены все идеи и поучения, заключенные в других сутрах. Она как океан, в который вливаются все реки и ручьи, текущие по материку.

В других сутрах также излагаются «истины», касающиеся отдельных аспектов закона бытия.

Если рассматривать все сутры, исходя из того, что общий взгляд на бытие изложен в «Сутре Лотоса», то можно понять, что все поучения, заключенные в других сутрах, вытекают из Высшего закона Будды.

Должен признаться, что я не имел возможности прочитать «Сутру Лотоса» (я имею в виду перевод этого произведения на какой-либо из доступных мне языков). Мне довелось ознакомиться с некоторыми идеями «Сутры» лишь в изложении. Поэтому я глубоко признателен вам за то, что вы так кратко и живо изложили главные положения «Сутры» и дали оценку ее значения с позиции Сока гаккай.

Как вы сами понимаете мне трудно судить о значении «Сутры Лотоса» с точки зрения философских школ древнего и современного буддизма. Оставлю этот вопрос для специалистов. Позволю только высказать некоторые соображения, с моей точки зрения принципиальные, относительно значения памятников мировой культуры, литературы, истории, религии и философии.

Буддийский канон, Упанишады, Веды, Библия, Коран имеют бесспорную культурную ценность, содержат в себе глубокое историческое наследие. Но все эти памятники являются произведениями религиозной литературы, иными словами — идеологическими документами и поэтому могут играть противоречивую роль в истории. Все зависит от интерпретации, которую дают им конкретные организации и идеологи: черпают ли в них аргументацию в пользу действий, способствующих общественному прогрессу и лучшему, гуманистическому будущему человечества, или отыскивают оправдания для противоположных целей. История христианства, ислама, буддизма и других религий дает нам немало примеров и того и другого.

Касаясь учения о том, как стать Буддой, я хотел бы сказать: нельзя не симпатизировать гуманистической идее нравственного совершенствования человека, содержащейся в «Сутре Лотоса». Вместе с тем, как материалист, я глубоко убежден: лишь в процессе преобразования общественных отношений, создания подлинно гуманистического общества, лишь в борьбе за лучшее будущее всего рода людского человек может обрести свою подлинную человеческую сущность свободного деятельного существа, всесторонне развивать свои способности, в том числе достичь максимально возможного нравственного совершенства. На мой взгляд, важнейшей сущностной характеристикой социальной природы человека является способность к осмысленной трудовой деятельности. Именно она лежит в основе его духовных способностей, в том числе способности иметь самые различные убеждения, именно она делает его человеком. Поэтому основу свободы, внутренней духовной жизни человека должна, я полагаю, составлять свобода творческой — научной и социально-практической — деятельности, плоды которой призваны служить общественному прогрессу.

Вы спрашиваете об исследованиях проблем буддизма в Советском Союзе. Должен сказать, что советские исследователи плодотворно продолжают фундаментальную работу, начатую крупными русскими учеными еще до революции. Важным аспектом изучения буддизма является сбор литературных источников, которыми известна библиотека Академии наук СССР, а также предметов буддийского культа и искусства. Еще до революции по поручению одного из съездов ориентологов Российская Академия наук стала проводить крупномасштабные переводы и издавать литературу северного буддизма (махаяны). В 1897 году вышел первый том серии «Собрания оригинальных и переводных буддийских текстов» («Bibliotheca Buddhida»). В этой серии в 1909 — 1912 гг. была выпущена и «Saddharma pundarika». Это издание было продолжено Академией наук СССР. С 1959 года Академия наук СССР издает серию «Памятники литературы народов Востока», которую с 1965 года продолжает серия «Памятники письменности Востока». В этих сериях публикуются и литературные источники буддизма. В 1960 году, например, вышел перевод с пали «Джаммапады». Советские ученые изучают происхождение и историю буддизма, социальные условия, породившие ранний буддизм и послужившие причиной его эволюции в тот или иной исторический период. Определяется также и социальная роль буддизма в прошлом и настоящем, дается оценка религиозной идеологии буддизма.

Исследования буддизма в СССР носят комплексный характер, проводятся в тесном сотрудничестве разных наук: филологии, литературоведения, истории, социологии и философии. Наряду с переводами и изучением школ буддизма ведутся широкие исследования этнографического, искусствоведческого и археологического материала.

Можно надеяться, что результаты подобных исследований выйдут за рамки науки и будут способствовать сближению восточной и западной цивилизаций, великому культурному прогрессу.

Возвращаясь к национальному вопросу, я хотел бы отметить, что среди малых народов продолжает оставаться немало страстных приверженцев независимого развития. И если взять эту проблему в международном масштабе, то есть такие примеры борьбы малых народов за свою независимость, как, например, борьба жителей штата Квебек (в нем живут в основном выходцы из Франции) за отделение и независимость от основной проанглийской части Канады, широко известно движение за раздел и независимость испанских басков, движение за независимость Эритреи в Эфиопии и т. д.

Я считаю, что великие принципы освобождения наций, их права на самоопределение являются обязательными и справедливыми, и везде должны с уважением относиться к национальным культурам, языкам, нравам и обычаям.

Мы, буддисты, считаем нашей великой миссией полное освобождение человеческой личности с помощью буддийской веры от слепого следования судьбе, от неравенства, несвободы, несчастья.

Я знаю, что одной из основных задач социализма является освобождение наций от гнета...

В декабре 1917 года Советское правительство признало независимость Финляндии, народ которой получил возможность создать собственное суверенное государство. Особые законодательные акты подтвердили право на самоопределение других народов.

В 1922 году была образована Комиссия по изучению вопроса о дальнейших взаимоотношениях советских республик. 30 декабря 1922 года I Всесоюзный съезд Советов принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

Для всех союзных республик, несмотря на различия в численности населения, устанавливалось равное представительство в органах государственной власти. Всем гарантировалась возможность на равных правах участвовать в выработке внутренней и внешней политики. Конституция установила основные полномочия союзного государства, отнеся к ведению его органов вопросы внешней политики, обороны, централизованного планирования, руководства наиболее важными отраслями народного хозяйства. Все другие вопросы оставались в ведении союзных республик.

СССР объединил в своем составе народы восточной и западной цивилизаций. В этом смысле создание Советского Союза явилось одним из удачных опытов в деле построения мирного будущего посредством объединения человеческой общности.

Как депутат Верховного Совета СССР, я хотел бы подчеркнуть, что структура высшего органа государственной власти — Верховного Совета — обеспечивает одинаковые права для всех советских республик. Верховный Совет состоит из двух равноправных палат — Совета Союза и Совета Национальностей, в каждой из которых по 750 депутатов. Среди депутатов Верховного Совета представители 63 национальностей. Обе палаты Верховного Совета равноправны как законодательные органы. Общесоюзный закон считается принятым, если он утвержден большинством голосов обеих палат.

Я думаю, что наряду с проблемой политических прав равноправие представителей всех наций, их процветание предполагает и рост образования и развития культуры.

Япония смогла сохранить свою самостоятельность, в то время как другие страны Азии подверглись империалистическим захватам, благодаря именно тому, что японцы были более образованны, чем народы других стран Азии, что помогло им выстоять.

Вероятно, в СССР невозможно, чтобы в отношении каких-либо из республик проводилась дискриминация и ее лишали бы возможности повышать культурный уровень или же навязывали ей другую, чуждую культуру. Расскажите о политике СССР в этом вопросе.

Вопросу культурного развития советских людей уделялось и уделяется особое внимание при построении нового, социалистического общества в нашей стране. Назову показатели грамотности, с которых мы начали после Октябрьской революции. До 1917 года каждые три человека из четырех на территории России были неграмотными. На окраинах, где в основном проживали национальные меньшинства, существовала практически полная безграмотность.

В 1919 году, в самый разгар гражданской войны, был принят закон «О ликвидации безграмотности», по которому все безграмотное население молодого Советского государства, с 8- до 50-летнего возраста, обязано было учиться. К 1940 году в СССР прошло обучение около 60 миллионов человек. В наше время в СССР все республики имеют почти стопроцентную грамотность, а с принятием в 1977 году ныне действующей Конституции завершен повсеместный переход к всеобщему среднему (десятилетнему) образованию.

Видимо, вас должен особенно интересовать вопрос культурного развития наших азиатских республик, которые, как хорошо знают в Японии, находятся на знаменитой в древности дороге, получившей название «шелковый путь». Должен сказать, что уже к 1940 году грамотность в Средней Азии поднялась до 80 процентов.

В отличие от проблемы взаимоотношений Востока и Запада, суть которой заключается в различии культурных 7—033

традиций, в центре так называемой проблемы Юга и Севера находится проблема уровня экономического развития, науки и техники. Решение ее невозможно без поднятия уровня образования, развития культуры, повышения экономического потенциала.

Я думаю вы согласитесь, что культурное развитие невозможно (или, во всяком случае, не полно) без создания экономической базы. Именно поэтому темпы экономического развития республик, образованных на бывших царских окраинах, значительно превосходили общесоюзные.

В каждой союзной республике имеется Академия наук с комплексом научно-исследовательских институтов. Широкую известность в мире получили работы ученых Бюраканской астрофизической обсерватории АН АССР, Института электросварки им. Е.О. Патона АН УССР, Института астрофизики и физики атмосферы (Эстония), Тянь-Шаньской станции по изучению космических лучей (Казахстан) и многих других национальных научных центров.

Я русский человек и горд за свой народ, который, испытывая невероятные лишения, отказывая себе во многом, в трудные годы гражданской войны, в трудные годы борьбы за советскую власть на окраинах России, в годы становления новой жизни смог сделать все, чтобы протянуть руку помощи нещадно эксплуатировавшимся в прошлом нациям, создать вместе с ними семью братских народов. Насколько крепка эта семья, показала Великая Отечественная война, когда весь советский народ — русские, украинцы, белорусы, казахи, узбеки, грузины, армяне и представители многих, многих других национальностей — встали на защиту своего социалистического отечества.

Чтобы объединить свои усилия для осуществления единой цели, людям всех наций, составляющим единый советский народ, необходимо понимать друг друга. Население многочисленных республик, входящих в состав СССР, говорит на своих национальных языках, и поэтому, видимо, преодолеть языковой барьер было не таким легким делом. Как решена эта проблема?

Поскольку моя должность ректора МГУ связана с учебным процессом, я хотел бы затронуть один вопрос, который свидетельствует об успешном решении еще одной непростой задачи. Как известно, в Советском Союзе нет единого государственного языка. Наша Конституция в числе основных прав человека обеспечивает право учиться на родном языке. Но жизнь есть жизнь, и она естественным образом подсказывает необходимость общения людей на каком-то одном языке. Именно с этой целью русский язык как «второй язык» преподается в национальных школах, начиная с четвертого класса; начальное образование повсюду ведется на родном языке.

На Западе нередко говорят, что посредством русского языка делается попытка превратить всех советских людей в русских. Это неверно. У нас в стране театральные спектакли ставятся на 50 языках в 630 театрах. В Москве на Тверском бульваре недавно открылся Государственный театр Дружбы народов, где будут выступать различные национальные коллективы Советского Союза. В СССР издаются книги на 89 языках.

Культурное развитие советского общества в немалой степени достигается в результате сближения национальных культур, их всестороннего развития. Ведь каждый вклад в сокровищницу культуры независимо от того, вносит его большая или малая нация, бесконечно ценен и дорог, поскольку неповторим и своеобычен, содержит в себе весь опыт прошлого каждой из национальностей, все богатство души ее народа.

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Copyright © 2000—2017 Алексей Мясников
Публикация материалов со сноской на источник.