Несколько слов о камнях и менералах

В мире существуют сотни разновидностей камней и минералов, из которых только минералы имеют более 5000 собственных названий, да еще почти столько же горных пород. И о каждом из камней можно рассказать не меньше, чем о любом самом драгоценном из них. Невольно вспоминается реплика феи Берилюны из сказки-феерии Мориса Метерлинка «Синяя птица»: — Все камни одинаковы, все камни драгоценны, просто надо уметь их видеть.

И это действительно так. Наблюдательность древних жителей нашей планеты воистину поразительна: они замечали мельчайшие тонкости и особенности камня. Возьмем, к примеру, острова Тихого океана: одни из них представляют собой вершины вулканов, другие—коралловые атоллы. Собираясь провести геологическую съемку острова Пасхи, я тщательно собирал все, относящееся к исследованию его горных пород. И признаюсь, что более всего в словаре рапануйцев, жителей острова, меня приятно удивил набор терминов, описывающих разновидности камня одного и того же сорта. Современные путешественники и археологи считают, что все статуи острова, все ритуальные постройки и жилища построены из одного камня, а вот островитяне так не считают. У них есть общее определение камня — маеа. Гигантских истуканов они изготавливают из маеа матарики, что соответствует крупноблочному тахилитовому туфу. Из маеа-матаа, обсидиана, изготовлены наконечники стрел и наверший копий. Маеа токи — прочнейший камень, из которого выполнялись каменные рубила, молотки, топоры. Маеа ренго-ренго — это название для галек халцедона, кремния, из которых выкалывались скребки. Маеа хане-хане, черные пемзы, шли на поделки шапок гигантов; а серый кирикири-теа в толченом виде предназначался для изготовления серой краски в смеси с соком сахарного тростника. Обо всем этом и многих других фактах написано в моей книге «Остров Пасхи: геология и проблемы», изданной в Новосибирске в 1976 году. Напомним, что на коралловых атоллах из карбонатных пород строят жилища, готовят известковый цемент, огораживают свои плантации, употребляют в пищу. Из раковин изготавливают ожерелья, посуду и даже используют их в качестве валюты. Иными словами, и на атоллах для одного и того же камня находят самое разнообразное применение.

Можно было бы посвятить множество страниц любому из камней и минералов, количество которых возрастает ежегодно еще на 25—30 наименований. История каждого камня, любого минерала не только интригующе интересна, но и поучительна. Но даже в целом история камней еще не написана. Об этом нужна особая книга, ибо, как писал Н.К. Рерих: «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории». К сожалению, даже в учебниках историю минералогии излагают, начиная с М.А. Ломоносова, в лучшем случае — с Петра Первого, как будто до этого не было на Руси знатоков камня, как будто русские не ковали железо, не умели искать соли, руды, воду, как будто и Москва белокаменная не вознеслась среди лесных долов в своем светлом величии. А ведь только в здание колокольни Ивана Великого уложено, по крайней мере, четыре сорта камня. Разве не торговали русские с Индией и Ираном? Разве не знали они слюды и серы, глин и гипса, мела и извести?

Рекомендуем:

Наш ювелирный золотой магазин предлагает покупателям ювелирные изделия от ведущих производителей в России. Официальный сайт нашего магазина даёт возможность выбрать ювелирные изделия от известного ювелирного завода Соколов. яшма золото каталог ювелирных изделий официальный сайт — посетите наш ювелирный каталог и подберите золотое украшение 585 или 750 пробы, которое подойдет именно вам!

Много былей и небылиц записано в древних преданиях, и надо доверительно отнестись ко всему написанному, проверить и понять — откуда идут корни? Что выдумка и небыль, а что несет человечеству новую славу и прибыль к его могуществу?

Итак, подведем некоторые итоги. Среди множества камней можно выделить химически инертные камни. Одни из них очень прочные и вечные: они служили первобытному человеку оружием (стрелы, наконечники, скребки, рубила и прочее), другие он использовал в качестве строительного материала. Он заметил свойства глиняного теста отвердевать и каменеть после обжига, научился обжигать известь, а потом изобрел глазурь, стекло, фарфор, фаянс — все это и многое другое дало ему исследование или наблюдение взаимодействия камня с огнем. И эти наблюдения дали ему посуду, жилище, бастионы и крепости.

А потом человек увидел, что и некоторые камни расплавляются и превращаются в материю, которую можно ковать, лить, обрабатывать. Человек познал металлы и из каменного века перешел в век меди, бронзы, а затем и железа.

Но были и еще более загадочные камни: одни из них притягивали шерстинки или железные опилки, другие светились ночью, третьи оказывались наиболее прочными, четвертые не растворялись ни в воде, ни в уксусе, ни в масле. Золото и серебро убивали смертное начало воды; уничтожали действие ядов, что придавало могущество тем, кто владел этими камнями-убийцами, камнями-оберегами. Их подвергали испытанию огнем и кислотами, царапали стальными иглами, истирали в порошки, смешивали со всем, чем возможно. Естествоиспытатели заметили многие удивительные свойства многих драгоценных и недрагоценных камней: прежде чем расплавиться, флюориты начинали светиться; жемчуг не растворяется в вине, но с шипением исчезает в уксусе (уксусной кислоте). Сжигая камни с маркашитом (пиритом в современном понимании), замечали, что выделяющийся дым осаждается в виде белого налета тутийя, который излечивает глазные болезни. Кузнецы и мастеровые отмечали, что вода или вино, в которых закаливали мечи, прекращают кровотечения. Оказалось, что лудильщики и ювелиры редко заболевают ангиной.

Ученые, жрецы, визири, прорицатели, звездочеты издревле считались и придворными врачевателями, доверенными лицами владык, хранителями их казны. Они оставляли письменные свидетельства своей деятельности и были летописцами. Именно поэтому в древних летописях мы и находим сведения о драгоценностях, о минералах, о проверке их свойств. Придворными врачами были знаменитый Рашид-ад-Дин, Авиценна, Бируни, Вильям Гилберт, Гиппократ, Фалес Милетский и многие другие ученые, которых мы теперь считаем физиками, химиками, минералогами. В древности не было столь тонкого разделения профессий, и все они числились врачевателями.

Амулетами и талисманами, дарующими гибель или исцеление, всегда считались камни и минералы с какими-либо удивительными свойствами.

Исследование многих загадочных минералов привело к появлению новых физических дисциплин, понятий, выявлению новых физических полей. Исследование янтаря обусловило появление электричества. Магнитные явления изучены на примере магнетита. Флюорит дал начало объяснению целой плеяды наук о свечении и свете: флюоресценции, термолюминесценции, фосфоресценции. Изучение свойств кальцита прояснило, в частности, многие другие оптические явления. Совсем недавно замечено явление самопроизвольного радиоактивного распада при исследовании уранинита или полученных из него солей, и возникло понятие радиоактивности, во многом изменившее наше миропредставление.

Общее здесь одно: сначала было тонкое наблюдение древних рудознатцев или лекарей, позже — физиков, а потом точные измерения учеными загадочных свойств, что привело к появлению физической дисциплины, уточнившей наши представления о строении материи.

В течение многих веков накапливались наблюдения, а измерения и экспериментальная проверка — отставали, стояли на втором месте. В конце XIX — первой половине XX века наступила пора повального увлечения измерениями, уклона в точные науки. Наблюдателя низвели до ранга «ползучего эмпириста», ученого самого низшего разряда, хотя без наблюдателя измеряющий останется без хлеба. Не пора ли пересмотреть эту точку зрения? Как и во всяком деле, нужно найти правильные пропорции между науками точными и описательными, между наблюдением и измерением. Измерению всегда предшествует наблюдение, и только новое наблюдение дает принципиально новые разделы науки.

Во времена Аристотеля было достаточно наивное, но любопытное деление всех наук на две главные: геология, изучающая все, что есть на Земле; и теология, имеющая дело со всем, что связано с богом, духом и прочим. Теологи утверждали: вначале было слово... Геологи доказали: вначале был камень...

Несколько слов о камнях и менералах

Copyright © 2000—2024 Алексей Мясников
Публикация материалов со сноской на источник.