Как компьютерные игры захватывают мозг
Каждый день в простые игры вроде Candy Crush Saga играют сотни миллионов человек. Приобретая дополнительные жизни, ускорения, новый дизайн и красивые мелодии, они приносят игровой индустрии миллиарды долларов. В чем же секрет привлекательности этих приложений?
1. Простотой принцип. Будь то составление рядов из трёх элементов одного цвета, бег с препятствиями героя на экране, или своевременное отбивание шарика — с первыми уровнями справится даже дошкольник. Лёгкие победы вызывают выделение в мозгу человека выделение гормона дофамина, который подкрепляет наши действия. Поначалу, игра внушает, что выигрывать будет легко всегда.
2. Постепенное усложнение. По мере продвижения, игроку становится все сложнее проходить уровни. Побеждать, а значит давать мозгу новую порцию гормона удовольствия, становится все труднее. Победы становятся более редкими, и игрок не может знать наверняка, когда удача будет на его стороне в следующий раз. Это заставляет его возвращаться к игре снова и снова. Этот феномен называется режимом нерегулярного подкрепления.
3. Погружение в игру. Не секрет что технологии не стоят на месте, и сейчас игрокам предлагаются устройства которые могут полностью погрузить в игру, беспроводные контроллеры, камеры следящие за движениями игрока, системы виртуально реальности, такие как cyberith virtualizer цена на которые сейчас вполне доступна. Все это дает ощущения виртуально мира, который становится вполне реальным благодаря новинкам техники.
4. Иллюзия контроля. Это явление лежит в основе привлекательности игровых автоматов. У игрока возникает мысль, что существует какой- то алгоритм, соблюдая который, он достигнет лёгкой победы. Для того чтобы его выявить, он постоянно возвращается к игре. Но выигрыш ускользает от него в последний момент. В мобильных играх есть некоторые ускорения, помощь, подсказки, которые внушают идею, что игрок способен повлиять на ход игры. Но такие совпадения очень редки. Чаще всего игра сама решает, когда допустить свою жертву до следующего уровня.
5. Лимит попыток. В мобильных играх в роли ограничителя выступает время или «жизни» отведённые на тот или иной раунд, в случае с игровыми автоматами игрока ограничивают деньги. Желание достичь победы не удовлетворяется, и это ещё больше распаляет уже зависимого человека. К тому же, на этом механизме построен доход производителей игр. Желая, наконец, пройти уровень, игроки покупают «жизни» за определенную реальную сумму. А приятный парень у автомата даёт денег в долг под «небольшой процент».
Таким образом, главным секретом игры является то, что она отдаляет выделение в мозгу человека гормона дофамина, связанного с удовольствием от победы, тем самым делая победу ещё слаще в конце. Это похоже на удовольствие от кусочка шоколада в детстве, когда его приходилось просить у родителей, предварительно помыв посуду.