«Элегантные модели»
К 1912 году у Северянина вполне сложилась структура «Полного собрания поэз» в четырех томах. Собрание объединяло всё написанное и предварительно изданное автором, а также замыслы новых брошюр (три последних раздела тома 4). Приводим первоначальный план 1912 года — задуманные, но не осуществленные разделы заключены в скобки:
«Том I. 1903—1908. Настройка лиры.
1. (Морская война). 2. По владениям Кучума. 3. Из "Песен сердца". 4. Мимоза. 5. В северном лесу. 6. Лепестки роз жизни. 7. Памяти А.М. Жемчужникова. 8. На смерть Лермонтова. 80 стр. Цена 1 руб.
Том II. 1906—1909. Сирень моей весны.
1. Зарницы мысли. 2. Сирень моей весны. 3. Злата. 4. Лунные тени. 5. Лазоревые дали. 6. Это было так недавно... 7. А сад весной благоухает!.. 8. За струнной изгородью лиры. 9. Интуитивные краски. С предисловием К.М. Фофанова. 130 стр. Цена 1 р.50 к.
Том III. 1907—1911. За струнной изгородью лиры.
1. Колье принцессы. 2. Певица лилий полей Сарона. 3. Предгрозье. 4. Электрические стихи. 5. Ручьи в лилиях. 6. Пролог. "Эго-футуризм". С предисловием автора. 100 стр. Цена 1 р. 25 к.
Том IV. 1909—1912. Сады футуриста.
1. Качалка грёзэрки. 2. Очам твоей души. 3. (Элегантные модели). 4. (Полонезы). 5. (Чайные поэзы). 100 стр. Цена 1 р. 25 к.».
«Полное собрание поэз» не было осуществлено, поскольку издательство «Ego», печатавшее последние брошюры Северянина, распалось осенью 1912 года. Вскоре возникла новая возможность при поддержке Валерия Брюсова и с предисловием Федора Сологуба издать книгу избранных стихов в книгоиздательстве «Гриф». Это, по-видимому, и побудило Игоря Северянина отказаться от прежнего замысла.
Более того, в Фонде Игоря Северянина (РГАЛИ) нами был обнаружен наборный экземпляр одной из заявленных автором брошюр — в нашем списке под номером 35а. По архивной описи — это ряд стихотворных автографов в конволюте с другими рукописями поэта. Но следы типографской разметки для набора позволили выделить автографы двадцати стихотворений в качестве беловой рукописи брошюры без заглавия. Каждая страница подписана росчерком «Игорь-Северянин». Рукопись подготовлена к печати, содержит нумерацию страниц и надпись автора наверху последней страницы: «Изменений и сокращений не допускается». Эта последняя из серии брошюр была подготовлена к печати в августе 1912 года под заглавием «Элегантные модели». В газете «Нижегородец», где печатались стихи Северянина, сообщалось, что летом 1912 года поэт будет «эстампировать» — работать над новым сборником поэз «Элегантные модели». В нескольких номерах газеты обнаружены рекламные объявления: «В книжные магазины "Нового времени" в сентябре поступит новая книга "Игорь Северянин. Элегантные модели". Том IV. Сады футуриста. Книга 3, брошюра 35. Цена 50 коп. Книгоиздательство EGO».
Однако брошюра не вышла в свет, очевидно, из-за разрыва Северянина с эгофутуристами, — вместо «Элегантных моделей» под маркой «Ego» был напечатан «Эпилог. "Эгофутуризм"», датированный 24 октября 1912 года.
Вскоре Северянин получил предложение подготовить новую большую книгу стихов. Предложение издать книгу «Громокипящий кубок» совпало с желанием автора издавать вместо маленьких брошюр большие книги, которое им владело уже несколько лет. Брошюры «Качалка грёзэрки», «Очам твоей души» и «Элегантные модели» поэт объединил одним подзаглавием «Сады футуриста» как первую, вторую и третью книги, которые планировал издать как одну тридцатую брошюру.
В книгу «Громокипящий кубок» Северянин включил восемь стихотворений из брошюры «Элегантные модели» («Агасферу морей», «В очарованьи», «В пяти верстах по полотну», «Героиза», «Канон Св. Иоасафу», «Любить единственно», «На смерть Масснэ», «На реке форелевой»). Стихи из рукописи книги «Элегантные модели» были включены затем (подобно текстам других ранних брошюр) в книги: «Златолира» («Женская душа», «Сонмы весенние», «Будь спокойна...», «Песенка-весенка», «И рыжик, и ландыш, и слива», «Эгополонез»); «Ананасы в шампанском» («Грациоза», «Лиробасня», «Мельница и барышня», «Рондель»), «Поэзоантракт» («Полонез "Бравура"», «Хабанеретта») — впервые: «Нижегородец», 1912, 20 октября.
Таким образом, изучение рукописных материалов, хранящихся в Фонде Северянина (РГАЛИ), дает основание считать «Эпилог. "Эго-футуризм"» лишь последней из напечатанных брошюр поэта. Предполагалось выпустить по крайней мере три брошюры, о которых сообщал автор, — «Элегантные модели», «Полонезы» и «Чайные поэзы». О том, что замысел сборника «Полонезы» также был близок к реализации, говорят написанные к этому времени «Шампанский полонез», «Эгополонез», «Полонез "Бравура"», «Полонез "Титания"».
К неопубликованным материалам этого рода относится и указанная в рецензии профессора Сергея Геннадиевича Исакова рукопись стихотворения из цикла «Морская война», посвященного Цусимскому сражению Русско-японской войны. Это наиболее ранняя из сохранившихся рукописей поэта — стихотворение «Сражение при Цусиме», датированное 29 июня 1905 года, но не напечатанное по цензурным соображениям.
Нельзя не признать того, насколько важным, поистине судьбоносным было решение Северянина отказаться от прежней практики малотиражных брошюр и выступить с книгой «Громокипящий кубок», ставшей значительным явлением в русской поэзии XX века.
Всего на страницах брошюр 1904—1912 годов было опубликовано 275 произведений. Большая часть этих стихов вошла затем в книги «Громокипящий кубок» (113), «Злато-лира» (37) и «Ананасы в шампанском» (35), «Victoria Regia» (20), «Поэзоантракт» (40). Остальные тексты Игорь Северянин собрал в том «Ручьи в лилиях», издание которого не состоялось. Но желание автора представить читателю все напечатанные в брошюрах произведения несомненно.
При отсутствии рукописей стихи в брошюрах являются источником текста для книг «Громокипящий кубок» и «Ананасы в шампанском».
Стихи дают варианты заглавий, датировок, пунктуации и даже лексики и могут рассматриваться как ранние редакции некоторых произведений, вошедших в «Громокипящий кубок» и «Ананасы в шампанском». Так, в брошюре «Очам твоей души» стихотворение «Идиллия» датировано: «1909. Май. Мыза "Ивановка"», а стихотворение «Это всё для ребёнка...» подписано: «1911. Октябрь». При публикации в «Громокипящем кубке» даты были сняты, так достигалось впечатление единства текстов и их якобы одномоментное создание. Даты были восстановлены только поэтапно во втором, пятом и восьмом изданиях и в ряде случаев неполно.
Анализ ранних брошюр в их хронологической последовательности дает уникальную возможность восстановить истинный ход творческой эволюции поэта. Сравнивая состав и расположение стихов в ранних брошюрах с тем, какое место они занимают в книгах «Громокипящий кубок» и «Ананасы в шампанском», можно оценить композиционное мастерство Игоря Северянина.
В целом эти брошюры характеризуют почти десятилетний период творчества Игоря Северянина, ранее не рассматривавшийся в качестве самостоятельного.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |