На правах рекламы:
• Купить недорого berlingo ножницы детские канцелярия.онлайн/catalog/nozhnitsy_detskie/.
2.4.1. Обоснование выбора используемой терминологии
В современной науке для обозначения такого предельно обобщенного понятия, как «звуковая организация художественной речи», исследователи пользуются разными терминами. В качестве таковых употребляются: «фоника», «эвфония», «инструментовка», «звукопись». В то же время не все они рассматриваются большинством ученых как синонимы. В ряде работ данные термины получают далеко не однозначное семантическое наполнение, и между понятиями, которые ими обозначаются, устанавливаются отношения, близкие к родовидовым. Так, М.Л. Гаспаров, говоря о звуковой организации текста, употребляет термин «фоника». Фоника подразделяется им на «канонизированную» (рифма) и «неканонизированную». Последняя (фоника в узком смысле слова) есть то же самое, что «звукопись», «инструментовка», «эвфония»1;
А В.Я. Брюсов2, напротив, в ранг основного термина, обозначающего общий «строй звуков в стихах», возводил «евфонию». Звукопись и инструментовка указываются как разновидности «евфонии» и при этом не отождествляются.
В последнее время «эвфония» обычно понимается в узком значении и поэтому не рассматривается как понятие, равнозначное звукописи и инструментовке. В частности, И.Б. Голуб и Д.Э. Розенталь отмечают, с одной стороны, что благозвучие речи далеко не всегда достигается за счет звуковых повторов, лежащих в основе инструментовки. С другой стороны, инструментовка может быть и на «неблагозвучные» согласные и их сочетания, что противоречит принципам эвфонии3.
Поскольку в отличие от фоники и эвфонии, понимаемых в большей степени как названия некоей совокупности всех возможных способов звуковой упорядоченности, а также области поэтики, изучающей эту упорядоченность, термины «инструментовка» и «звукопись» более конкретны, поэтому именно они предпочтительны при анализе художественного текста. Синонимичное использование терминов «звукопись» и «инструментовка» или указание на их однозначность (как, например, у Гончарова Б.П.4) тем не менее не означает их механического использования. При анализе фонетической упорядоченности, направленной на звукоподражание, главенствующим оказывается термин «звукопись», но он, в свою очередь, практически никогда не употребляется в тех случаях, когда звуковая организация выполняет не-звукоизобразительную функцию. Данная закономерность отражена в ряде определений, которые даются звукописи.
Так, М.Л. Гаспаров подчеркивает более частную, то есть звукоподражательную функцию звукописи, характеризуя последнюю как «систему звуковых повторов, в особенности — подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т.п.»5. Однако в определениях инструментовки аналогичная функциональная конкретизация отсутствует, есть лишь указание на её формальный признак. В частности, авторы книги «Секреты хорошей речи» понимают под инструментовкой «стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания»6. Однако И.Б. Голуб уточняет: «Повторение звуков в словах часто называют звуковой инструментовкой, в этом же значении употребляется термин "словесная инструментовка". Вместо терминов "аллитерация" и "ассонанс" иногда употребляют соответственно термины "инструментовка согласных" и "гармония гласных"»7.
Следовательно, если рассматривать понятия «звукопись» и «инструментовка» для обозначения фонетической композиции, основанной на звуковых повторах, они представляются тождественными лишь в структурном отношении Однако в функциональном аспекте они соотносятся как понятия родовое и видовое, так как инструментовка способна выполнять более широкий спектр функций, не являющихся собственно звукоизобразительными (например, выделение доминирующего в контексте слова; соединение разных по значению слов и установление между ними нетрадиционной семантической связи и т.п.).
Примечания
1. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. — С. 470, а также: Гаспаров М.Л. / Русские стихи 1890-х — 1925-го годов в комментариях. М., 1993. — С. 64.
2. см. Брюсов В_Я. Избранные произведения: в 2-х т., Т. 2., М., 1955. — С. 162—187.
3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993. — С. 257—277.
4. Гончаров Б П Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. М., 1973. — С. 118.
5. ЛЭС, С. 112.
6. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993. — С. 268.
7. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. 3-е изд., испр., М., 2001. — С. 169.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |