Японские настенные росписи
Издавна признаком богатого японского интерьера считались декоративные росписи на раздвижных перегородках и дверях. Изображения деревьев, птиц, цветов, жанровых сцен вносили жизнь в пустынные комнаты японского дома. Чаще всего встречается мотив изогнутой раскидистой сосны. Темно-зеленая крона эффектно смотрится на золотистом фоне. Несмотря на то, что перегородки делятся на отдельные панели, они всегда выглядят как цельное полотно. Интерьер становится торжественным и величавым. Насыщенная роспись стен и декор потолка контрастируют со строгостью татами и мебели, но не вступают в противоречие с ними. Мерцающие золотые стены отражают свет, и роспись становится живой, интерьер кажется еще более зыбким, растворяется в лоне природы.
И хотя китайское искусство служило примером для Японии, настенные росписи — уникальное, самобытное проявление японского творчества. Сама архитектура побуждала к этому. Традиционные сёин-дзукури (съемные стены дома) вынуждали делать росписи определенного размера и располагать в строго обозначенных местах. Имея высоту около 170 см, они разворачивались справа налево, занимая пространство двух или четырех раздвижных панелей на каждой стене. Так появлялись красивые циклы, объединенные единым сюжетом, например, смена времен года.
Жилые комнаты расписывались тушью и водяными красками светлых тонов, в основном иллюстрировалась природа, хотя встречались и буддийские мотивы. Для японской росписи характерна асимметричная композиция, использование золотых красок в качестве фона и иллюстрации облаков. В зависимости от интенсивности падающего света проявлялась определенная глубина картины и материальность изображений.
Располагая линию горизонта очень низко, почти на уровне пола, художник создавал пространство, которое являлось продолжением реального мира, казалось масштабнее, чем есть на самом деле. Перед глазами человека, сидящего на циновке, открывался целый волшебный сад, он окружал его со всех сторон и побуждал к самосозерцанию. Это особый, восхитительный мир.
Понять японское искусство настенной росписи помогает и сама природа страны. Когда поросшие соснами холмы в солнечный день отражаются в тихой глади бесчисленных заливов и бухт, они похожи на декоративные панно в стиле «ямато-э», который так и переводиться — «японская живопись». В дождливый день влажный воздух окутывает мир серебристой дымкой. Контуры полей, лесов и гор постепенно растворяются в серой мгле. Не случайно появился и еще один вид живописи — монохромная живопись «канга», или «китайская живопись», для которой характерно использование густой черной туши, и ее размывы на белом шелке.