Тема карточной игры в русской литературе
Азартные игры пользовались популярностью с самого своего появления. Причем данному пристрастию были подвержены не только простые люди (как мы с вами), но и велики русские писатели. О ряде из них мы и поговорим в этой статье.
Духом азарта пропитаны произведения Михаила Юрьевича Лермонтова. Например, «Тамбовская казначейша» рассказывает нам о том, как гусар выиграл в карты у хозяина дома его жену. Интересно, что сам классик азартной зависимостью также страдал. Конечно, в карты он играл, но только потому, что в те времена так было принято, и нежелание пропустить партейку-другую от офицера могло вызвать недопонимание со стороны окружающих.
Увлечены азартными играми были и литературные герои Л.Н. Толстого. Вспомним хотя бы юного Николеньку Ростова, проигравшего огромную сумму Долохову и обязавшего всю свою семью выплачивать этот долг. И его герой, и сам автор любили сыграть в карты. Причем, Толстой четко соблюдал все гласные и негласные правила игры. Так, нельзя было дворянину поднимать купюру, упавшую под игорный стол. Комичная и наглядная ситуация произошла во время игры, когда за упавшей 10-рублевой купюрой наклонился А.А. Фет, а Л.Н. Толстой, решив выделить подобное поведение, как неуместное, поджег сторублевую купюру и подсветил ему.
Известны факты, подтверждающие пристрастие к игорным играм и Федора Михайловича Достоевского. Писатель проигрывал все подчистую, отбирал деньги у беременной супруги, оставляя ее фактически без еды. Подобные жизненные обстоятельства вылились на страницы его романа под вполне красноречивым названием «Игрок». К слову, многие произведения Достоевского написаны не от вдохновения, а от необходимости выплачивать карточные долги и искать деньги на новые игры. Он и сам признавал это, шутливо добавляя, что пристрастие многих писателей и поэтов к игре стало основной причиной появления на свет большинства их произведений. Многие из них, как мы понимаем, стоили немалых денег.
Знаменитый поэт, прозаик и публицист Н.А. Некрасов бы очень удачливым игроком. Выигранные деньги он часто вкладывал в развитие журнала «Современник». Белинский, обращаясь к Некрасову, отмечал, что играть с ним небезопасно, поскольку таким образом можно остаться без денег. По неподтвержденным данным, размер годового выигрыша Некрасова составлял порядка 20000 рублей - огромная для того времени сумма денег равносильная выигрышу джекпота в одном из онлайн казино в настоящее время. Но сам классик не признавал наличие у него игровой зависимости, объясняя это стойкостью своего характера.
Не азартным человеком, который считал карточную игру ниже своего достоинства, являлся Иван Сергеевич Шмелев. Родившись в купеческой семье, он с детства мог наблюдать, как купцы и даже церковнослужители проматывали свои сбережения за карточным столом. Об этом он писал неоднократно. Ярко отображены детские впечатления писателя в образе героев «Лета Господня». Во многих сценах произведения отмечаются пристрастия к игре отца семейства и обычаи гостей после обеденного стола пересаживаться сразу за карточный. Воспоминания Шмелева также содержат картины, как купцы с монахами не просто играли в карты, а и вели ожесточенные дебаты, едва или не до смертоубийства.
Но времена Пушкина, Лермонтова, Толстого – не единственный период азартных проявлений у народа. В новое время также играли, только еще жестче. К примеру, певец революции Владимир Владимирович Маяковский слыл агрессивным игроком, с которым никто не хотел связываться. Он остро реагировал на проигрыши, нападал на партнеров по кону, обвиняя их в шулерстве, и едва ли не лез в драку, несмотря на то, кто перед ним стоит. Из воспоминаний поэта Николая Асеева, с Маяковским в карты было попросту страшно играть.
Искоренить в русских людях пристрастие к азартным играм за всю историю не смогла ни одна власть. Если в былые времена еще существовали правила светского этикета, так называемый «долг чести» обладал огромным значением, а шулерства практически не было, то в ХХ веке все изменилось. Неизменным осталось лишь одно – непреодолимая страсть к азартным развлечениям, желание по-быстрому сорвать приличный куш, используя для этого все приемлемые и неприемлемые методы. Однако эта тема уже для совершенно иного разговора…