Паратифозные заболевания
Еще клиницисты середины прошлого столетия отмечали, что наблюдаются отдельные случаи и отдельные вспышки брюшного тифа, характеризующиеся коротким течением («до нескольких часов» — Боткин), легкой, а иногда и своеобразной клинической картиной. В ту же эпоху внимание врачей обращают на себя вспышки «брюшного тифа», связанные, по-видимому, с приемом недоброкачественной пищи. Гриз Янгер приводит случай, когда в Альфен-Дингене (Швейцария) в 1841 г. заболело 500 человек из 600 участников празднества, поевших попорченной телятины. Многие случаи протекали как легкое лихорадочное заболевание («febricula»), а многие — как довольно тяжелое тифозное заболевание. Патологоанатомическая картина соответствовала изменениям, характерным для брюшного тифа.
Только успехи микробиологии, а также эпидемиологии, патологической анатомии, ветеринарии и клиники дали возможность разобраться в подобных случаях, понять их.
В 1885 г. Салмон выделил из свиней, больных свиной чумой (Hopcholera), микроба, названного им Bact. suipestifer («бактерия свиной чумы»). В 1888 г. Г е р т н е выделил из мяса коровы, болевшей энтеритом и поэтому зарезанной («вынужденный убой»), палочку, названную им Bact. enteritidis 58 человек, евшие это мясо, заболели энтеритом. Заболевания начались через несколько часов после приема в пищу мяса; некоторые из них протекали очень тяжело. Один из заболевших умер, он съел 800 г недоваренного мяса); из его селезенки была выделена та же палочка. В 1893 г. в Бреславле наблюдался случай отравления мясом и была выделена палочка, вызвавшая его. Этот микроб теперь широко известен под названием В. enteritidis Breslau, бреславльская палочка.
В 1896 г. Ашари Баисод выделили из мочи больного при заболевании, похожем на брюшной тиф, палочку, несколько отличающуюся по своим свойствам от палочки Эберта. Она аглютинировалась сывороткой больного и не агглютинировалась, брюшнотифозными сыворотками. Ту же палочку они выделили в другом случае из гноя пораженного сустава — также при похожем на брюшной тиф заболевании. Они назвали это заболевание «паратифоидной инфекцией».
Шотмюллер путем систематических исследований, начиная с 1899—1900 гг., показал, что клиническая картина тифозного заболевания у человека может вызываться палочками, значительно отличающимися от палочки Эберта. Он от дифференцировал друг от друга палочки Вас. paratyphosus А и Вас. paratyphosus B. Заболевания, вызываемые этими микробами, он назвал соответственно паратифом А и паратифом В.
Блестящий микробиологический анализ в период после первой мировой войны выявил отличия между микробами, вызывающими такие различные по клинической картине заболевания, как тиф, паратиф В и холероподобное заболевание, вызываемое бреславльской палочкой; с другой стороны, этот анализ установил сходство между всеми перечисленными и (многими другими) микробами и позволил создать их систематику.
Укоренившиеся названия — паратифозные заболевания, паратифозные микробы — в 1934 г. международной номенклатурной комиссией были заменены названием «группа сальмонелл».
Кропотливый культуральный биохимический и серологический анализ выделенных в разное время в разных странах культур позволил внести порядок в систематику микробов этой группы", устанавливая между отдельными микробами сходство и различия. Основываясь на серологическом анализе, среди сальмонелл (микробы тифозно-паратифозной группы) выделили пять основных групп микробов: А, В, С, D и Е. В группе А находятся между прочим, Вас. paratyphi A (Salmonella paratyphi А); в группе В — Вас. paratyphi В (Salmonella paratyphi В) и Вас. enteritidis Breslau, в группе С — Вас. suipestifer (Salmonella cho-lerae suis) и Вас. paratyphi N1 Ивашенцова (Salmonella paratyphi C); в группе D — Вас. typhi (Salmonella typhi) и Вас. enteritidis Gartneri (Salmonella enteritidis), Вас. paratyphi N2 Ивашенцова (Salmonella Moscow); группа E представлена микробами, не имеющими значения в патологии человека.
Следует отметить, что эта классификация, вносящая, как сказано, большую строгость в систематику этой группы бактерий, в основе имеет бактериолого-ботанический характер. Она имеет в виду лабораторную характеристику данного микроба и не принимает во внимание значение его в клинике. Так, микробы брюшного тифа, паратифа А, паратифа В, дающие очень сходные клинические картины при заражении ими человека, находятся в различных группах схемы Уайт—Кауфмана. С другой стороны, палочка паратифа В и бреславльская палочка, обычно дающие совершенно различные заболевания человека, находятся в одной группе. Также в одной группе находятся В. typhi, вызывающая брюшной тиф человека, и В. enteritidis Gartneri — возбудитель энтерита.
Среди сальмонелл есть микробы, вызывающие заболевания только человека (Вас. paratyphi А и В), и микробы, вызывающие заболевания только того или другого вида животных. Наконец, есть микробы, встречающиеся у животных, могущие вызвать при известных условиях заболевание и у человека. Особенное значение имеет эта последняя группа бактерий, вызывающих пищевые отравления человека, в частности мясные.
Чрезвычайно интересно, что инфекция палочками этой группы микробов может присоединяться к другим инфекциям человека и животных, осложняя основные заболевания. Так, инфекция Вас. suipestifer осложняет чуму свиней, вызываемую фильтрующимся вирусом. Палочка paratyphi Ni (Salmonella paratyphi С) осложняет возвратный тиф человека, давая картину сепсиса (паратифобациллез), наслаивающегося на основное заболевание, вызываемое спирохетой Обермейера. Таким образом, сальмонеллы могут вызвать у человека тифозное заболевание, острый гастроэнтерит и сепсис.
Описываемые микробы относятся к ряду, на одном конце которого находится основной сапрофит кишечника теплокровных — кишечная палочка, на другом — палочка Эберта (коли-тифозная группа). Бактерии паратифозно-знтеритической группы занимают среднее место. В их биологических свойствах имеется замечательная обратная пропорциональность. Кишечная палочка (В. coli) обладает большой и многосторонней способностью к сбраживанию углеводов. Чем больше мы удаляемся от В. coli по направлению к тифозной палочке, тем слабее становится эта способность к сбраживанию и тем сильнее проявляются болезнетворные свойства. Вместе с патогенностью возрастают также и антигенные свойства, т. е. способность вызывать образование защитных тел, которую можно доказать реакциями иммунитета (агглютинация). Микробы паратифозно-знтеритической группы по своей морфологической характеристике, по окрашиваемое, по росту на основных средах сходны с палочкой брюшного тифа (см. выше). Разнятся между собой они по их отношению к различным углеводам и источникам азота. Ферментативными особенностями их пользуются при высеве микробов и при определении принадлежности микроба к тому или иному типу. Salmonella paratyphi В при скармливании мышам не вызывает у них заболевания, a Salmonella typhi murium (B. Breslau) вызывает септическое заболевание с анатомической картиной, похожей на изменения в кишечнике при брюшном тифе человека. Метод агглютинации выделенного в чистой культуре микроба сыворотками, полученными путем иммунизации животных, дает возможность окончательно по его распознавания.
Тифозные формы, или брюшной паратиф, вызываются, как правило, палочками паратифа В и паратифа А. В некоторых случаях в отдельные эпидемии картину тифа может дать инфекция и другими микробами (палочка Гертнера).