Made in China

Чаще всего, глядя на лейбл «Made in China», мы пренебрежительно морщимся: если вещь сделана в Китае, значит, это низкопробная дешевка. Большинство из нас сформулировало такую позицию из-за огромного количества некачественных изделий из этой страны, наводнивших российский рынок. Однако есть и другой Китай — с достойными изделиями и огромным рыночным потенциалом в масштабе всей планеты. Сегодня мы хотим представить вам оборотную сторону китайской fashion-индустрии — если это определение, впрочем, уместно. О том, как в этой стране функционируют фабрики и создаются подделки, сколько получают рабочие и где они живут, в интервью FG.RU (Fashion Guide) рассказывает известный московский дизайнер аксессуаров Максим Шаров, несколько месяцев работавший в китайском городе Гуанчжоу.

Мы сидим в кафе, расположенном на втором этаже «Киноцентра на Красной Пресне». Когда я появилась, Максим мягко поучал официантку, как правильно подавать китайский чай. Та заученно покивала, хлопая длинными ресницами, и удалилась. Через несколько минут появилась вновь, сделав все неправильно. Максим вздохнул и начал свой рассказ.

— Как я попал в Китай?.. Стал работать в одной известной московской фирме, у которой в России много магазинов. Она считается одним из самых крупных производителей одежды в нашей стране, но на самом деле в России все фабрики этой фирмы закрываются, и пошив одежды переносится в Китай. Я занимаюсь не одеждой, а дизайном аксессуаров, поэтому мне поручили поехать в Китай посмотреть, как там налажено производство сумок и аксессуаров, и начать делать новую коллекцию на месте, чтобы уже через месяц товар шел в Россию.

В Москве моя задача выглядела довольно абстрактно, а когда я оказался на месте, она стала значительно более конкретной. Мне по телефону сообщили, что в Гуанчжоу, где я остановился, есть огромный рынок сумок — самый большой в мире. «Сходи и выбери самые качественные подделки, купи их, неси на фабрику и говори им, чтобы сделали то же самое, но с нашим логотипом», — так была сформулирована задача. И вся моя работа состояла именно в этом.

Поначалу я старался делать что-то свое: недели две потратил на то, чтобы нарисовать эскизы. Но это оказалось никому не нужным, и в последующие недели моя работа свелась к тому, чтобы отбирать для компании, которую я представлял, наиболее интересные идеи. У Gucci, например, есть сумка с двумя кольцами, эти кольца напоминают букву G. Мне нужно было сделать такую же сумку, но только с кольцами в виде инициалов той фирмы, где я работал. Так часто делают в Китае. Если кто-то не производит подделки с оригинальным названием, то занимаются таким вот косвенным плагиатом.

— Расскажите больше про сам китайский механизм подделок, пожалуйста. Как работает эта система?

— Приносят вещи на завод и говорят «Надо сделать так же». Или говорят, что надо сделать похожее, но с некоторыми изменениями. С китайцами удобно работать: им не требуются технические эскизы, достаточно показать фотографию из журнала, и они сделают точно такую же вещь. Если нужно внести изменения, то сообщаешь это им через переводчика. И, когда они отшивают образец, можно уже на месте сказать, что еще требуется переделать.

— Существуют ли градации качества поддельных вещей?

— В Китае есть своя классификация качества продукции, в том числе и подделок: если это подделка категории «А» или «В» — это замечательное изделие. Вещь категории «D» или «Е» — это уже дешевка. В результате и бедные и богатые ходят с сумками Louis Vuitton разного качества.

— Вы сами вывели для себя эти категории?

— Нет. Об их существовании мне рассказали местные. Звучало это примерно так: «Вот это дорогая вещь, потому что относится к категории «А».

— Как выглядят фабрики, с которыми вы сотрудничали?

— Они абсолютно разные. Иногда вся фабрика — это огромный пыльный бетонный ангар. Рабочие сидят и шьют на машинках. На крыше ангара — еще пара цехов, над ними еще одна «крыша» в виде натянутого полиэтилена, который защищает только от дождя.

Работают на таких фабриках и в таких условиях бедные люди, которые приезжают из всех провинций Китая и получают за это очень мало. Живут рабочие таких фабрик в бараках, где стоят нары в пять рядов. По-моему, работают там в основном дети. Когда я спрашивал, сколько лет рабочим, и есть ли среди них дети и подростки, хозяева отнекивались: детский труд в Китае запрещен. Но на самом деле это мало кого останавливает — во время перекура некоторые рабочие играли в салочки...

Как ни странно, на такой фабрике умудряются делать вполне качественные вещи. За каждым рабочим закреплена какая-то одна операция, которую он выполняет, а потом передает изделие другому. Те, кто сидят на крыше, заканчивают работу — ставят фурнитуру или подкрашивают вещи вручную. Сколько длится рабочая смена, я не знаю. Но на одной из фабрик, во сколько бы я ни приехал, всегда шла работа, даже ночью.

Есть и другие фабрики, где стоит очень дорогое оборудование, в цехах кондиционеры, на входе — раздвижные двери, все рабочие одеты в халаты. Там никакой пыли, все чисто. На этих фабриках такой хай-тек, которого не найдешь в России.

— Как выглядит рынок в Гуанчжоу, на котором, как я понимаю, вы частенько проводили время?

— Это целый район города, расположенный вокруг нескольких больших зданий. Там большое количество ларьков, небольших отсеков. Ориентирован этот рынок в основном на иностранцев. Разговора о подделках продавцы стараются избегать: против Китая принимаются международные санкции, но остановить этот процесс нельзя, потому что на нем построена вся экономика страны. Что-то остается на внутреннем рынке, но большая часть уходит за границу. Многие иностранцы едут в эту страну за покупками.

— Много ли русских?

— Да, и в основном это всем известные челноки. Когда теперь в Москве хожу по рынку, узнаю товар и понимаю, откуда он привезен. Наши челноки едут в Китай с небольшими суммами денег, и закупают там в основном дешевые товары самого низкого качества. Поэтому в России и складывается представление о китайских товарах как о низкопробных. Но это не так. Большая часть продукции там делается для западных фирм, для которых хорошее качество стоит на первом месте.

— Ваше личное отношение к товарам из Китая изменилось после этой поездки?

— У меня больше нет табу на китайские вещи.

После возвращения из Китая Максим Шаров уволился. На вопрос «Почему?» ответил так: «Это связано с отсутствием полноценного творческого процесса. Занятие плагиатом при столь высоких технических возможностях фабрик стало для меня невыносимым».

Copyright © 2000—2024 Алексей Мясников
Публикация материалов со сноской на источник.