На правах рекламы:
• Статьи о Романе Василенко — Статьи о Романе Василенко (kp.kg)
Кульминационный автомобиль построен как памятник будущему
Три студента-автостроителя из Ковентри решили напомнить всему миру, что такое британские традиции строительства спортивных машин. В своей работе они соединили рациональный минимализм, передовые материалы и заботу об окружающей среде. Как тут не вспомнить, что в начале XX века традиционным для гоночных авто Британии был зелёный цвет.
Разве спорткар не может быть экологически «правильным»? Запросто.
Спортивный автомобиль сегодня может быть оснащён и электрической тягой, и дизелем, питаться метаном или водородом, а вот британцы предпочли ДВС на спирту. Растительное происхождение топлива означает приятный матушке-природе баланс углекислого газа и также — меньшую токсичность выхлопа. Однако это нисколько не означает ухудшение спортивных показателей автомобиля, названного «обязывающим» именем Concept Climax.
Данная студенческая работа — и дань памяти историческому болиду — легендарному британскому Cooper Climax F1, блиставшему на трассах Формулы-1 в конце 1950-х и начале 1960-х, но одновременно — и машина, устремлённая в будущее.
Создали тот прошлый автомобиль механик Чарльз Купер и его сын Джон (Charles, John Cooper). Если быть точным, то сперва машины Cooper появились в младших формулах (F-3), и ещё до Второй Мировой. Но Cooper Climax завоевал себе место в зале славы спорткаров благодаря победам именно в королевских гонках, и уже после войны.
Это был один из ранних спортивных автомобилей, в котором была применена среднемоторная компоновка (позади гонщика, и перед задней осью), в то время как его соперники по Формуле тех лет располагали двигателями спереди.
В 1958 году Стирлинг Мосс (Stirling Moss) выиграл на Cooper Climax Гран-при Аргентины, обойдя на финише саму Ferrari, притом, что у итальянской машины был более мощный мотор (2,4 литра против 1,96 у Cooper того года).
Так проявились достоинства среднемоторной компоновки. Отсутствие карданного вала позволило снизить вес. Двигатель, баки и сам гонщик располагались ближе к центру тяжести машины, что улучшало её отзывчивость на повороты руля, большая загрузка задних, ведущих колёс, позволяла лучше реализовывать крутящий момент двигателя и лучше разгоняться, кроме того, двигатель и гонщика удалось расположить ниже обычного, что улучшило прохождение поворотов, наконец, отсутствие движка спереди позволило сделать более обтекаемым нос кузова.
Неудивительно, что впоследствии Формула-1 перешла на среднемоторную компоновку.
Вообще, исторический Cooper Climax оказался блистательным примером того, что машина с менее мощным двигателем может одерживать победы за счёт более низкого веса. Все узлы, рама, кузов и так далее — всё это Купер и Купер спроектировали виртуозно, везде, где можно, без ущерба для прочности удаляя лишние килограммы.
По тому же пути пошли и современные последователи британских инженеров прошлого века.
Их этаноловый (но и от бензина он не откажется) Climax, хотя и не претендует на звание болида Формулы-1, предназначен, в первую очередь, для трековых дней, уик-эндов на закрытых трассах, где его владелец мог бы в полной мере насладиться отзывчивостью и послушностью этой бойкой машины.
Но никто не помешает хозяину такого авто выехать на нём на обычные дороги — вся необходимая светотехника тут присутствует, и даже есть багажник.
Лишённый дверей, крыши, боковых стёкол кузов машины, выполненный из композитных материалов, располагает двумя сиденьями. Но если водитель едет один, то второе место можно закрыть пластиковой крышкой, устанавливаемой на одном уровне с поверхностью кузова — для лучшей обтекаемости.
Перед водителем и его пассажиром — небольшие регулируемые (по отдельности) ветровые стёкла, которые можно расположить даже горизонтально, убрав из потока. Зеркала заднего вида — «выпрыгивают» из передних крыльев. Всё в облике машины говорит о её назначении.
И спортивные повадки здесь действительно великолепные. При весе в 546 килограммов, Concept Climax располагает 4-цилиндровым мотором (лежащим горизонтально для снижения центра тяжести), мощностью 270 лошадок. 3,4 секунды с места до сотни, максимальная скорость — 257 километров в час.
Ручная коробка передач, дифференциал повышенного трения и предельно сниженная неподрессоренная масса (колёса, тормозные механизмы, рычаги подвески) — всё напрвлено на «прозрачное» и понятное поведение машины на трассе.
Кстати, колёса здесь просто ультралёгкие — магниевая ступица и спицы соединены с карбоновым ободом.
Ещё одной любопытной особенностью Concept Climax является устройство контроля двигателя (Engine Control Unit — ECU), которое позволяет через разъём USB, подключив ноутбук, перепрограммировать электронику, управляющую мотором, по желанию, хоть перед каждым уик-эндом. Аэродинамические элементы кузова также регулируются.
Как тут не вспомнить опять-таки Формулу-1, где от правильных настроек порой зависит: победа или поражение. Такая настройка машины может быть искусством.
И искусством, в первую очередь, является творение студентов из Ковентри. Кстати, машина создана в реальности. Почти. Точная степень её готовности не ясна, тем более, что на всех имеющихся снимках явно видна комбинация реальных съёмок с Photoshop-ом.
В заключение нужно отметить, что вместе со студентами над авто работали несколько компаний — поставщиков гоночной начинки, так что Concept Climax можно будет размножить. Собственно, тройка молодых британцев предлагает заказывать машину уже сейчас, отмечаяя, что она почти готова к запуску в серию.
Предполагаемая цена — от $65 тысяч. Во сколько же обошёлся первый концепт — неизвестно. Создатели машины говорят, что она ещё не полностью готова, так что совсем уже работоспособный и реальный Climax увидит свет приблизительно через год, на одном из мировых автосалонов.