Jeep Cherokee, Suzuki XL7: Боевые машины охоты
Чего изволите?
Великое очарование автомобиля — в его разнообразии. И неважно, о каком именно идет речь — купе, седане или, скажем, вседорожнике. Выбор огромен. Ездишь по городу, но хочешь выглядеть мужественно и модно — покупай «паркетник». Используешь машину на проселке, да еще и в качестве перевозчика малотоннажных грузов — тебе подойдет пикап. Не вылезаешь из болот и не съезжаешь с сопок — бери «Ленд-Ровер-Дефендер», не промахнешься.
А вы чего изволите? И имиджа, и сносного поведения на асфальте, и уверенности вне дорог? Есть такая буква! Правда, в алфавите вседорожников подобные машины теперь наперечет. Маркетологи уверяют: вездеходные таланты нынче не в цене — сегодня достаточно только казаться. Едва ли не последние из могикан — два автомобиля, попавшие на наш сегодняшний тест. Причем оба — «американцы». «Джип-Чероки» — коренной житель прерий, от фирмы, которая и придумала само понятие джип.
«Сузуки-Гранд-Витара-XL-7» — «американец», что называется, натурализованный. Автомобиль хоть и выпускается в Японии, но главный рынок сбыта — те же Штаты. Оба с автоматическими коробками, наиболее мощными двигателями и по новой русской традиции в самой богатой комплектации. Три, два, раз!
Вояка бравый и... байкер
В гольф-классе нет автомобиля авторитетнее этого самого «Гольфа». Так? В таком случае марка, давшая имя всему огромному племени вседорожников, тоже в некотором роде вне конкуренции. «Джип», как ни крути, звучит гордо, можно даже сказать, помпезно. На вопрос, мол, какой именно у тебя джип, «Тойота» или «Мицубиси», владелец американского вседорожника может лишь снисходительно и где-то даже высокомерно улыбнуться. «Есть только он!» — многолетний рекламный слоган «Джипа» сам по себе лучшая оценка имиджа. Это пять!
А как же «Сузуки»? Ах, «Сузуки»... Но согласитесь, добрую половину своего существования эта фирма была известна как производитель великолепных, престижных и недешевых... мотоциклов. С автомобилями компания связалась не так давно, потому и легенд о четырехколесных «Сузуки» еще не сложено. Впрочем, вседорожники с буковкой S на облицовке радиатора творят историю своими руками (колесами?). Настоящее японское качество и отнюдь не дилетантские способности вездехода на слуху у многих. Потом оцените габариты и стать — не особо сведущие в марках люди часто принимают XL-7 за... «Ленд-Круизер». Во как! Да и машины с 6-цилиндровыми моторами у нас любят.
Настоящему индейцу надо только одного
Появление три года назад нового «Чероки» сопровождалось стенаниями многочисленных поклонников. Еще бы, за тридцать лет в сознании миллионов прочно закрепился образ «Джипа» среднего класса: квадратный такой, рубленый, грубоватый. Новый же «Чероки» совсем другой. Кругленький, аккуратненький, где-то даже пижонистый, и, по мнению многих, слишком японский.
Но ведь стерпелось — слюбилось. И теперь экстерьер этого «Джипа» вызывает лишь положительные эмоции. Особенно что касается версии «Ренегейд». «Отступник» щеголяет верхним багажником с интегрированными «противотуманками» (110 Вт — ослепнуть можно!), расширителями крыльев на хромированных болтах, выкрашенными графитовой краской колесными дисками «Икон» и зарезервированным колером «светлый хаки». Что скажешь? Красавец и обаяшка. Настоящие индейцы обязательно придумали бы такому подходящее прозвище, хотя бы Быстроногий олень или Могучий орел. Ну, или что-то в этом духе.
А вот «Сузуки» вожди краснокожих наверняка бы записали в бледнолицые братья. Вполне справедливо — у XL-7 в облике гораздо больше взвешенно-гражданских, нежели задорно-приключенческих ноток. Впрочем, надо признать, с пылу с жару рестайлинг пошел «семеркину» на пользу. Дизайнеры явно пытались дистанцировать самый большой вседорожник фирмы от более демократичной «Гранд-Витары». И мощные трапециевидные фары плюс видоизмененная решетка радиатора автомобилю идут.
Жаль лишь, что запал дизайнеров на физиономии XL-7 и исчерпался. А главное, на фоне утыканного перьями и измазанного боевой раскраской «Чероки» большая «Гранд-Витара» выглядит... ну, скажем, как зажиточный дачник, вышедший на прогулку с ружьишком.
А он нам вигвамы рисует!
Поклонники творчества Джеймса Фенимора Купера не дадут соврать — индейская национальная изба, она же вигвам, не отличается совершенством планировки. То же самое справедливо и для салона «Чероки». Ну как, объясните мне, получилось, что столь солидные габариты — 4490х1820х1825 — не дают возможности особо разгуляться на диване? По ширине очень хорошо, а колени при отодвинутых до упора передних сиденьях упираются в спинку. Сами же передние кресла оказались весьма удобными — длинная подушка, богатство регулировок, практичная кожано-тканевая обивка.
Такими вот полосатыми, в стиле зебры, решениями отличается весь салон «Чероки». С одной стороны, стильные дефлекторы и ручки дверей, а с другой пластик «тук-тук — я твой друг». Распашная пятая дверь, открывающаяся, как и положено, со стороны тротуара, снабжена еще и поднимающемся отдельно стеклом — ваша скво закинет сумки даже в толчее у супермаркета. Удобно. Зато у задних пассажиров кроме пепельницы никаких развлечений.
Самое обидное, что темных полосок наберется побольше. Как несусветно расположен блок стеклоподъемников — по центру консоли, да еще и под углом в 45 градусов к водителю. А чтобы поймать информацию с борт-компьютера, придется упражнять шейные позвонки — дисплей почти над головой. Подсветка приборной панели голубая. Очень волнующе, конечно, но абсолютно не читаемо. И с кого, наконец, снять скальп за столь диковинный блок климат-контроля? Зачем заново изобретать велосипед? Ребята, все уже придумано до вас... Но ладно, ладно, перехожу на нейтралку. В конце концов найдутся и те, кто все эти фокусы назовет национальным индейским колоритом.
Особенно это заметно на фоне «Сузуки». Недавно дизайнеры «причесали» салон «Гранд-Витары», и теперь здесь приятно находиться. Симпатичный руль, хромированные колечки на циферблатах приборной панели, даже отделка под дерево не портит общей картины. Но главное, здесь удобнее — куда удобнее. Во-первых, 7-местный салон. Ну, хорошо — не 7-местный, а по формуле 5+2, пять взрослых, два детских. К эргономике не придерешься. «Климатика» — обойдемся без инструкции, стеклоподъемники — разберется и член общества слепых, подсветка — идеальная.
Есть, конечно, недочеты, но мелки они, право слово. Ну, подумаешь, неудобное управление электролюком с двумя кнопками. В режиме проветривания, когда люк чуть приподнят, его нельзя открыть полностью — придется сначала прикрыть «форточку».
В любом случае между вигвамом и коттеджем выбираешь... Ну, вы же понимаете!
Чу, слышен пушек гром
Американцы, не только коренные, а все без исключения, обожают динамичные автомобили. Учитывая повальную страсть земляков Джорджа Буша к автоматическим трансмиссиям и нелюбовь к компактным авто, становится понятным, почему 4-цилиндровые моторы по ту сторону Атлантики не актуальны. Безработный, и тот наверняка будет прицениваться к машине с двигателем V6. Кстати, именно по требованиям американцев инженеры «Сузуки» устроили своей 2,7-литровой V-образной «шестерке» серьезную ревизию. Прибавили десять «лошадок», да поженили ее с современным 5-ступенчатым «автоматом». Как получилось? На мой взгляд, даже слишком круто. Отклик нового дуэта на увеличение подачи топлива, едва ли не как у спорткупе: острый, мгновенный, резкий. И со старта XL-7 берет — мама, не горюй! Паспортные 10 с до сотни воспринимаются на пару секунд быстрее. Разгон очень даже славный, а главное, что и на скоростях далеко за 100 км/ч большой и длинный вездеход остается шустриком.
Самое удивительное, что «Чероки» медленнее «семерки». Не намного, но медленнее. И это, учитывая лишний литр рабочего объема и дополнительные 27 л. с. двигателя! Но «настоящего индейца» подвели традиции предков: коробка у «Чероки» из каменного века. Четыре передачи (от себя добавлю — четыре довольно растянутые передачи) при отсутствии спортивного режима трансмиссии (у XL-7, к слову, такой имеется) предполагают если не флегматичную езду — все-таки 200 с лишним «лошадок» — то уж точно не бойко-зажигательную. Не добавляет оптимизма и утробный, почти по-грузовому звучащий выхлоп. Пока не включишь музыку погромче, не оставляет чувство, что снуешь по городу на небольшом самосвальчике.
Хорошо хоть, тормоза по-легковому цепкие, информативные. Это в равной степени относится к обоим автомобилям. Но все ж таки инженерам «Сузуки» хочется погрозить пальчиком — негоже на столь тяжелом и мощном вездеходе ставить сзади барабаны. Сомнительная экономия — особенно при полной загрузке, да и на скорости за 140 км/ч. А потому пятерки не получилось.
Не забудьте включить телевизор
Наверное, в Штатах нет программы, аналогичной нашему «Дорожному патрулю». Иначе река жалоб янки на недостаточную мощность вездеходов и пикапов если и не пересохла совсем, то хотя бы превратилась в ручей. Просто опасное это дело — лихачить на «офф-роудерах». У «Джипа» на противосолнечном козырьке даже наклеечка есть, мол, вы там за рулем поаккуратнее — автомобиль с высоким центром тяжести, существует риск переворота.
В отличие от «бегемотоподобных» «Экскешена» или «Тахо», «Джип» и «Сузуки» на шоссе ведут себя паиньками. Послушны рулю, не склонны к рысканью, да и, по большому счету, не «козлят». Но большего от них требовать не стоит. Слова из этой песни хорошо известны: поперечные крены, вертикальная раскачка на неровностях, занос, откуда ни возьмись.
К этому невеселому, но вполне логичному шлягеру можно добавить разве что следующую строчку. На мокрой и уж тем паче зимней трассе будьте особенно осторожны на «Сузуки». Мощный двигатель на раз-два срывает колеса в букс даже на сухом асфальте. А если под ногами наледь? К сожалению, полноприводного режима трансмиссии, который можно использовать всесезонно, независимо от состояния дорожного полотна, у «Гранд-Витары» нет. Выбор за вами — либо постоянно ездить на полном приводе, а стало быть, насиловать трансмиссию, либо трезво оценивать дорожную ситуацию.
Генералам песчаных карьеров
Тем 90 процентам покупателей вседорожников, которые никогда не съезжают с твердого покрытия, рекомендуем пропустить эту главку.
А вот вас, апологеты грязи, повелители болот, генералы песчаных карьеров и поклонники божества по имени лебедка, я попрошу остаться. Есть хорошие новости. Вне дорог XL-7 и «Чероки» проявляют свои лучшие качества.
Для начала — геометрия. Единственный минус «Гранд-Витары» — это удлиненная база: рамой можно чиркнуть на холмике. Впрочем, лонжероны у «японца» прочные и не такое сдюжат. Зато ходы подвески — великолепные. «Сузуки» не хочет «поднимать лапу» ни при каких условиях, а жесткий привод вкупе с понижающей передачей позволяют очень многое.
Многое, но не все. Фактически недостатков по части проходимости у «семерки» два. Первый — резина — вполне поправим. «Бриджстоун-Дьюлер», которым издавна комплектуются вседорожные «Сузуки», крайне не любит вылазки за пределы асфальта. Протектор забивается грязью, а боковины абсолютно беззубые. Чем цепляться, за что? Представляете себе фигуриста-виртуоза на тупых коньках? Что-то в этом духе — верхи, вроде, могут, но низы не хотят. Но даже поставив на ваш XL-7 нечто брутальное, типа «Супер-Суомпера», вы когда-нибудь да пожалеете, что в заднем мосту не предусмотрено блокировки дифференциала. На диагонали можно крепко сесть. Мы — сели. И выбирались из ловушки, как и все ракообразные, — задним ходом.
Сесть на «Чероки» тоже можно — дурак, как говорится, и танк в луже утопит. Тем более для столь крутого вездехода, каким создатели преподносят «Чероки», рычаги его передней подвески расположены довольно низко. Но это, пожалуй, единственная пробоина в шкуре броненосца. Здесь и великолепная защищенность агрегатов — под бензобаком стальной лист, подошедший бы бронетранспортеру, и даже понтовские подножки подвешены достаточно высоко. А если сильно свербит, откручиваете две гайки, ослабляете еще две, и подножку можно кидать в багажник.
Да и покрышки у «Джипа» более серьезные — «Гудьир-Рэнглер», а угол въезда должен вызвать трепетную дрожь у настоящего джипера — 36 градусов (круче только у «Паджеро» и «Хаммера-H2»), и ходы подвески поистине необъятны. Хотя на диагонали мы все-таки сели. Правда, ненадолго. К счастью, в Россию все «Чероки» (кроме комплектации «Спорт») поставляются с самоблокирующимся дифференциалом заднего моста. И чуть-чуть подсобив «самоблоку» ручником, «Джип» фактически на одном колесе справился и с диагональным вывешиванием.
Вибромассажеры не поставляются
На участке комфорта все предельно просто. «Чероки» покоряет практически полным отсутствием каких бы то ни было вибраций и вполне мягкой подвеской. Беда лишь в том, что шум мотора вместе с трансмиссией заглушает даже аэродинамические шумы на высоких скоростях. «Гранд-Витара» гораздо тише: приглушенный шепоток мотора, едва заметное посвистывание ветра в стойках на ста двадцати. И кстати, точно такое же отсутствие вибраций. Что до плавности хода, то ничуть не хуже «джиповской».
Хотя, конечно, наличие неразрезных балок заднего моста ни в одном автомобиле не осталось тайной. «Грузовые» буханья, стуки и тычки сопровождают вас, как назойливые мухи.
Кувырком
Тот самый случай, когда не знаешь, кому верить. Американский институт страховой безопасности (IIHS) отнес XL-7 к самым безопасным вездеходам на рынке — общая оценка «хорошо», а выше у американцев и нет. Особенно похвалили структурную целостность кузова при фронтальном ударе. Зато «ЕвроNCAP», влепившая «Сузуки» всего лишь три звезды, особенно покритиковала результаты лобового столкновения. Не будем отдавать предпочтения ни американским, ни европейским специалистам. Руководствуясь ленинским принципом «взять и поделить», мы получаем для XL-7 твердую четверку.
С «Джипом» недосказанности меньше. И Европа, и Америка дружно пеняет «Чероки» за плохую защиту коленей водителя и высокие нагрузки на грудь сидящих спереди.
За морем телушка — полушка?
Учитывая непрекращающееся наступление евро, любой «Сузуки» в России представляется весьма привлекательным предложением. Потому как продается в долларах. Самая большая «Гранд-Витара» не исключение. Цены 2,7-литровой «семерки» начинаются с отметки в $31 890, причем комплектация включает и климат-контроль, и литые диски, и электропакет, и подогрев сидений. Комплектация LTD, которая дороже на $2200, добавляет к списку кожаный салон, вставки под дерево, круиз-контроль и электролюк. Пятиступенчатый «автомат» дополнительно просит еще $1410. Максимум получается $35 500. Плюс стандартные японские три года или 100 000 км гарантии. Дешевле вседорожник среднего класса с V-образной «шестеркой» в России не найти.
«Джип» ощутимо дороже. Даже если брать за отправную точку не стильно-прикольный «Ренегейд» (41 850 евро), а 3,7-литровый «Лимитед», все равно счет начнется с 40 тысяч. Да, комплектация будет неплохая. И разница в пять тысяч для более модного и пижонистого вездехода могла бы показаться оправданной. Но если перевести евро в доллары, переплата возрастает почти до десяти тысяч. К тому же более скромные — 2 года или 40 000 км — условия гарантии не спасает даже уникальное по российским меркам предложение «привилегированный сервис». Суть услуги в том, что если во время поездки у вас закончился бензин, сервисмены «Джипа» привезут его прямо к вашему автомобилю. Совершенно бесплатно. Ну а если неполадка застала вас в дороге, «Джип» оплатит вам проживание и питание. Главное — сохранить чеки!
Мы решили:
Главная завлекаловка «Джипа» — средняя оценка 3,9 — его пижонистая внешность, плюс легендарная слава отменного «проходимца», которую самый современный «Чероки» с блеском подтверждает на практике. Другое дело, что на фоне весьма высокой цены становятся непонятными ляпы по части эргономики в салоне, устаревшая коробка передач и, прямо скажем, «не японское качество сборки». Модная игрушка за 40 000 евро? На завтраках на такую не сэкономишь.
«Сузуки», конечно же, не привлекает столько внимания к собственной персоне, как настоящий индеец. Да и на бездорожье «семерка» из-за удлиненной базы уступает даже «Гранд-Витаре». Но руководствуясь практическими соображениями XL-7 — средняя оценка 4,2 — весьма выгодное приобретение.
И не только из-за лучшей в классе цены. Вполне престижный, благодаря габаритам и шильдику V6, вместительный, как минивэн, и надежный, как автомат Калашникова, «Сузуки» ко всему прочему еще весьма быстрый и талантливый на бездорожье автомобиль. И все, о чем приходится жалеть, это об отсутствии самоблокирующего дифференциала заднего моста и режима 4WD full time. Вот тогда бы этот «Сузуки» действительно можно было назвать дрим-каром категории «самая рациональная покупка».